С 25 февраля 2019 г. посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра. Однако, несмотря на это, командированному работнику лучше распечатать электронный посадочный талон и поставить на нем штамп о досмотре. Это следует из разъяснений, данных ФНС России в письме от 11.04.2019 № СД-3-3/3409@.
Приказом Минтранса России от 14.01.2019 № 7 в Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее — Правила), были внесены изменения, которые вступили в силу 25 февраля 2019 г. Согласно им, если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил). И проверка прохождения пассажиром досмотра осуществляется на основании сведений, содержащихся в такой информационной системе, а не на основании штампа (п. 78 Правил). То есть электронный посадочный талон можно не распечатывать.
Но Минфин России неоднократно разъяснял, что для признания затрат на перелет в расходах на распечатке электронного посадочного талона должен быть штамп о досмотре (письма от 28.02.2019 № 03-03-05/12957, от 17.12.2018 № 03-03-07/91528, от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65429).
Из комментируемого письма ФНС России следует, что это требование продолжает действовать, поскольку у пассажира сохраняется возможность распечатать посадочный талон. Согласно п. 84 Правил при регистрации на рейс в электронной форме пассажиру по его выбору предоставляется право распечатать посадочный талон или получить его на бумажном носителе в аэропорту либо использовать посадочный талон в электронном виде. Налоговики указали, что при отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне компании придется подтверждать факт потребления услуги воздушной перевозки иным способом.