В мае прошлого года президент Владимир Путин подписал указ, давший старт национальным проектам. Альфа-банк решил проанализировать, как амбициозный бюджет национальных проектов общей стоимостью 25,7 трлн рублей будет влиять на экономический рост России. Прямой эффект этих расходов может составить 0,2% ВВП ежегодно, считает Альфа-банк, косвенный — до 0,1% ВВП. Поскольку 60% расходов приходится на инфраструктурные проекты, а финансирование нацпроектов пока исполнено всего на 6% от плана 2019 г., их влияние на рост 2019 г. будет минимальным. Основным позитивным результатом национальных проектов может стать ускорение динамики потенциального роста с текущих 0,7% до 1,6% к 2024 году. Эта цифра будет ниже двухпроцентного потенциального роста стран «семерки», и она составляет всего лишь половину от таргетируемого правительством России фактического роста ВВП в 3% к 2024 году.
Правительство планирует израсходовать 25,7 трлн руб. на национальные проекты в 2019—2024 гг., около 70% расходов будет направлено на четыре основных направления. Российское правительство недавно представило подробную «дорожную карту» исполнения 13 национальных проектов (включая комплексный план развития инфраструктуры) на 2019—2024 гг. Финансирование совокупных расходов на сумму 25,7 трлн рублей планируется из следующих источников: половина суммы (13,2 трлн руб.) будет выделена из средств федерального бюджета, 30% — из внебюджетных источников (7,5 трлн руб.) и 20% — из региональных бюджетов (5,0 трлн руб.). Из 13 представленных проектов около 70% расходов планируется распределить по четырем основным направлениям: проекты в области демографической политики (12%), проекты в области экологии (16%), строительство дорог (19%) и инфраструктурные проекты (25%). Финансирование проектов в этих четырех областях находится в зоне ответственности различных бюджетов. Средства федерального бюджета главным образом будут направлены на инфраструктурные проекты и проекты в области демографической политики — примерно 6,0 трлн из 13,2 трлн руб. будет израсходовано на эти цели в 2019—2024 гг.
Порядка 84% расходов региональных бюджетов (или 4,1 трлн руб.) планируется потратить на строительство дорог. Средства внебюджетных фондов в основном пойдут на финансирование проектов в области экологии (3,2 трлн руб.) и инфраструктуры (еще 3,3 трлн руб.); на проекты в этих областях потребуется до 90% внебюджетных расходов. В целом примерно 60% от суммы 25,7 трлн руб. будут так или иначе связаны с инфраструктурными проектами.
Благодаря внушительному шестилетнему плану расходов складывается впечатление, что экономика получит сильный импульс для дальнейшего роста на протяжении всего периода исполнения проектов; тем не менее основной импульс придется главным образом на 2019—2020 гг. Ориентируясь на прошлый год как на базовый, можно сказать, что экономика в результате реализации национальных проектов в 2019 г. дополнительно получит порядка 3,4 трлн руб., или 3,2% ВВП. В 2020 г. ожидаемый прирост расходов по сравнению с 2019 г. будет существенно ниже — сумма расходов увеличится на 0,9 трлн руб., или на 0,8% ВВП; по отношению к 2018 г. экономика получит дополнительные 4,2 трлн руб. Однако в оставшийся период правительство будет лишь поддерживать годовое финансирование в среднем на уровне 4,5 трлн руб., не оказывая дополнительной поддержки росту.
Размер общих расходов бюджета — это не аналог стимула, который получит экономика. Поддержка экономике от нацпроектов будет сочетанием чистого увеличения прямых расходов и их мультипликативного эффекта на рост. Прямой эффект учитывает масштаб чистого стимула, который может быть ограничен в том случае, если новые расходы будут профинансированы за счет повышения налоговой нагрузки или сокращения прочих расходов. Аналитики Альфа-банка считают, что эффект можно оценить через динамику цены на нефть, балансирующей бюджет, на уровне консолидированного бюджета: с 2018 г., когда цена на нефть, балансирующая бюджет на консолидированном уровне, опустилась до 47 долл. за баррель, ожидается ее рост на два доллара за баррель в год в 2019—2021 гг. Таким образом, несмотря на то что план национальных проектов предполагает годовые валовые расходы на уровне 4,2% ВВП, в 2019—2021 гг. чистый прямой эффект на рост будет эквивалентен всего 0,2% ВВП в год.
Но помимо прямого эффекта на рост, факт расходования этих денег на решение проблемы структурных узких мест может создать мультипликативный эффект. В 2018 г. ЦБ указал на то, что мультипликативный эффект госрасходов в среднем равен примерно 0,5. Тем не менее, исходя из отраслевых мультипликативных эффектов, которые суммируются в совокупный мультипликатор, продолжают аналитики Альфа-банка, мультипликативный эффект от нацпроектов составляет 0,3, что предполагает косвенный эффект на рост не более 0,1% ВВП. Такое значение бюджетного мультипликатора остается в рамках интервала его средних значений от 0,1 до 0,3 для других стран развивающихся рынков, хотя он и ниже, чем значение аналогичного мультипликатора для развитых стран, которое МВФ оценивает в 0,6.
Важно отметить, пишут аналитики Альфа-банка, что нельзя ожидать, будто эффект нацпроектов на рост проявится уже в 2019 г. Во-первых, поскольку 60% нацпроектов на этот год ориентировано на развитие инфраструктуры, соответственно, их эффект на рост будет реализован с запозданием. Во-вторых, исполнение расходов по нацпроектам отстает от плана — как сообщила Счетная палата, расходы по нацпроектам пока профинансированы всего на 6% от плана на 2019 г. В-третьих, в краткосрочной перспективе экономический рост страдает от бюджетной консолидации: расходы в реальном выражении снизились на 3,5% в годовом сопоставлении в 2017 г. и на 1,1% в 2018 г. на федеральном уровне.
Исходя из всех указанных выше факторов, аналитики Альфа-банка подтверждают свой осторожный прогноз на рост ВВП в этом году. Косвенным подтверждением мнения Альфа-банка, что эффект нацпроектов на рост в 2019 г. не будет сильным, можно считать тот факт, что Минэкономразвития придерживается прогноза роста ВВП на 1,3% на этот год и этот прогноз не был повышен, несмотря на объявление плана по нацпроектам.
Еще одно важное наблюдение заключается в том, что нацпроекты будут влиять на темпы потенциального роста в России. Альфа-банк оценивает потенциальный рост в диапазоне 0,7—1,3% против консенсус-прогноза аналитиков в 1,5%. План инвестиций в рамках программы нацпроектов может стимулировать ускорение потенциального роста до 1,6% в 2024 г., создавая рост вклада факторов инвестиций и производительности труда. Эта цифра представляет заметное ускорение с текущих уровней; тем не менее она все же ниже среднего потенциального роста в 3,0% по странам БРИКС и среднего значения 2,0% по странам «семерки». Кроме того, даже если России удастся достичь такого ускорения потенциального роста, эта цифра составит всего лишь половину от таргетируемого Минэкономразвития фактического роста ВВП в 3% к 2024 г.
Ежегодные государственные расходы и их динамика
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
---|---|---|---|---|---|---|
Государственные расходы, трлн рублей |
3,4 |
4,2 |
4,5 |
4,8 |
4,7 |
4,2 |
Изменение, %, в годовом сопоставлении |
100 |
19 |
7 |
6 |
–2 |
–12 |
Источник: правительство России, расчеты Альфа-банка |
Источники финансирования национальных проектов
|
трлн рублей |
% |
---|---|---|
Федеральный бюджет |
13,2 |
51,4 |
Региональные бюджеты |
5,0 |
19,4 |
Внебюджетные средства |
7,5 |
29,2 |
Источник: правительство России, расчеты Альфа-банка |