Торговым компаниям пора лучше понимать своих потребителей

| статьи | печать

Продолжающееся пятый год падение доходов россиян привело к накоплению груза проблем в потребительском секторе, (см. стр. 19) что ставит перед торговыми компаниями необходимость выработки стратегии ведения бизнеса в новых условиях, требующих более четкого понимания потребностей конечного покупателя и выявления наиболее важных для него факторов при совершении покупок. Учитывая это, компания Делойт, СНГ, впервые провела инициативное комплексное исследование потребительской активности россиян, результаты которого представляем читателям «ЭЖ».

Обстоятельное исследование потребительского поведения российского населения партнер, руководитель Группы по предоставлению услуг предприятиям в сфере потребительского сектора компании Делойт, СНГ, Оксана Жупина предваряет, в частности, следующими словами: «Мы надеемся, что выявленные нами тенденции будут полезны компаниям при выработке стратегии взаимодействия со своими текущими и потенциальными клиентами».

Но далеко не все наши читатели связаны с торговым бизнесом, а вот его клиенты — все и каждый. Посмотреть на себя как на потребителя «со стороны», думается, любопытно многим. Потому из обширного труда экспертов Делойт (детально отразить который все равно газетной страницы мало) мы относительно подробно представляем только основные выводы.

Итак, 30% россиян любят шопинг, ходят по магазинам, даже если в этом нет необходимости. 87% — совершают покупки через интернет, 51% делают это не реже одного раза в месяц. Доля «охотников» за скидками среди россиян — 40%. В офлайн-магазинах наиболее популярные категории покупок в период распродаж — это продукты питания (67%), бытовая химия (59%) и алкогольные напитки (52%), в онлайн-магазинах — одежда и обувь (30%), бытовая техника и электроника (30%) и косметика (25%).

Авторы исследования выявили рост частоты покупок продуктов питания и детских товаров как в режиме офлайн, так и онлайн и, наоборот, сокращение частоты посещения баров и ресторанов, а также покупок одежды и обуви в офлайн-магазинах.

В зарубежных магазинах россияне чаще покупают парфюмерию и косметику, одежду и обувь, бытовую технику и электронику, реже — продукты питания, готовую еду, алкогольные напитки.

Исследование показало следующее распределение семейного бюджета:

  • обязательные платежи — 25%;

  • продукты питания и алкоголь — 31%;

  • одежда и обувь — 12%;

  • электроника и бытовая техника — 8%;

  • досуг, отдых и туризм — 9%;

  • прочие расходы — 9%;

  • сбережения — 6%.

При этом респонденты Делойт хотели бы сократить расходы на обязательные платежи (на 12 п.п.) и питание (на 7 п.п.), а увеличить — на проведение досуга и обеспечение отдыха (на 7 п.п.), а также на сбережения (на 8 п.п.).

Чаще всего россияне экономят на алкогольных напитках (74% респондентов) и посещении мест общественного питания (76%), реже — на лекарствах (39%) и детских товарах и игрушках (49%).

С некачественной продукцией в течение полугода сталкивались 50% россиян, чаще всего некачественными оказываются продукты питания (39%), одежда и обувь (17%) и готовая еда (13%). С контрафактной продукцией в течение полугода встречались 40% опрошенных, чаще всего контрафактными оказываются алкогольные напитки (22%), одежда и обувь (16%) и парфюмерия (15%).

Эксперты Делойт нарисовали следующий «Портрет типичного покупателя» продуктов питания: в режиме офлайн (99% россиян) это работающая женщина 26—45 лет, материальное положение не ниже среднего; в режиме онлайн (36%) — работающий мужчина 18—35 лет с материальным положением не ниже среднего.

Оценка удовлетворенности последней покупкой продуктов питания — 4,1 из пяти по качеству товара, 4,15 — по качеству магазина.

Категории продуктовых товаров, по которым россияне предпочитают зарубежных производителей:

  • чаще — макаронные изделия (Южная Европа — 81%, Западная Европа — 11%), свежие овощи и фрукты (Южная Европа — 27%, Южная Америка — 22%), замороженные или консервированные овощи и фрукты (Восточная Европа и СНГ — 14%, Западная Европа — 14%);

  • реже — хлебобулочные изделия, охлажденное и замороженное мясо, молочные продукты.

С пометкой «ЭКО» чаще всего отдают предпочтение продуктам 21% россиян, чаще обращают внимание на ее наличие на молочных продуктах, овощах и фруктах, охлажденном или замороженном мясе.

88% покупателей регулярно проверяют срок годности, 68% — проверяют состав, 50% — страну производства.

«Портрет типичного покупателя» парфюмерии и косметики выглядит следующим образом: офлайн (91% россиян) — работающая женщина 26—55 лет с материальным положением не ниже среднего, онлайн (50%) — отличие только в верхней возрастной границе (35 лет).

Особенности приобретения парфюмерии и косметики в том, что 25% россиян предпочитают натуральную косметику и готовы ее приобретать, даже если она существенно дороже аналогов, а 49% покупателей важно, чтобы ее тестирование не проводилось на животных.

В среднем россияне отдают предпочтение европейским и российским маркам парфюмерии и косметики при равенстве цен с аналогичной продукцией из других стран. В категории алкогольной продукции «Портрет типичного покупателя» ожидаем: офлайн (82% россиян) — работающий мужчина 26—45 лет с материальным положением не ниже среднего.

Особенность потребления алкогольной продукции в том, что 49% россиян считают себя хорошо разбирающимися в ней и уверены в своем выборе при совершении покупок. Чаще предпочитают зарубежных производителей при покупке виски (Северная Европа — 50%, Северная Америка — 29%), вермутов (Южная Европа — 53%, Западная Европа — 30%), ликеров (Западная Европа — 41%, Южная Европа — 26%).

63% отечественных потребителей предпочитают пиво, 59% — тихое вино, 45% — коньяк, 41% — игристое вино, 36% — водку.

Наибольшая обеспокоенность о приобретении контрафактной алкогольной продукции у россиян относится к онлайн- и магазинам у дома, самое высокое доверие — к дьюти-фри.

«Портрет типичного посетителя» кафе быстрого питания (79% россиян) — работающий мужчина 18—25 лет с материальным положением не ниже среднего, ресторанов и баров (75%) — он же, но с верхним возрастным уровнем в 35 лет.

Места общественного питания посещают 85% россиян, 72% — во время обеденного перерыва в среднем семь раз в месяц; 90% — в выходные дни или по торжественным случаям в среднем один раз в месяц; 71% — в будние дни после работы в среднем три раза в месяц.

Для готовой еды «Портрет типичного покупателя» в магазине (78% россиян) «изображает» работающего мужчину 18—45 лет, с достатком не ниже среднего, через интернет (38%) — с отличием в верхней возрастной границе (35 лет).

«Портрет типичного покупателя» одежды и обуви офлайн (97% россиян) представляет женщину 26—35 лет, работающую, с материальным положением не ниже среднего, онлайн (68%) — та же, но с нижней возрастной границей в 18 лет.

Особенности приобретения одежды и обуви авторы исследования Делойт, СНГ, выявили следующие:

  • 30% россиян — любители брендов;

  • 35% — не обращают внимание на бренды;

  • 72% — отдают предпочтение одежде и обуви из натуральной кожи и меха;

  • 25% россиян в возрасте 18—25 лет выбирают одежду и обувь, произведенные без использования натуральной кожи и меха.

По части электроники и бытовой техники «Портрет типичного покупателя» офлайн (91% россиян) рисует работающего мужчину 26—45 лет с материальным положением не ниже среднего, онлайн (60%) — ровно так же.

К особенностям приобретения электроники и бытовой техники эксперты Делойт отнесли то, что двое из пяти россиян при их покупке отдают предпочтение одному или нескольким понравившимся брендам, а 13% на бренды внимания не обращают.

Наконец, «Портрет типичного покупателя» детских товаров офлайн (59% россиян) — это ожидаемо работающая женщина 26—35 лет с материальным достатком не ниже среднего, онлайн (37%) — она же.

Наиболее часто приобретаемые категории детских товаров:

  • 84% — игры и игрушки;

  • 81% — детская одежда и обувь;

  • 42% — средства ухода и гигиены;

  • 35% — детское питание.

Пять главных критериев при покупке детских товаров, выявленных исследованием Делойт, СНГ, — это качественное изготовление, безопасность использования, натуральные материалы, доступная цена и удобство.

Потребительская активность, % респондентов

Совершаемые действия

В обычном магазине

В интернет-магазине

Покупка продуктов питания

99

36

Покупка бытовой химии и средств обихода

97

45

Покупка одежды

97

66

Покупка обуви

95

42

Покупка электроники и бытовой техники

91

60

Покупка косметических средств

87

46

Покупка парфюмерии

84

38

Покупка алкогольных напитков

82

н.п.*

Посещение кафе быстрого питания (фастфуд, столовая)

79

н.п.*

Покупка готовой еды

78

38

Посещение ресторанов и/или баров

75

н.п.*

Покупка детских товаров

59

37

* Не применимо.
Источник: Делойт, СНГ