Современные компании сегодня строят свои стратегии развития на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ), подчеркивали участники круглого стола «Люди и цифра: в поисках синергии», который прошел на площадке Аналитического центра Правительства РФ. Вместе с тем цифровизация требует дополнительных затрат, которые не всегда окупаются, и несет риски, связанные с информационной безопасностью.
Большая часть предприятий и простых граждан так или иначе являются, по словам ректора Института цифровой экономики Руслана Макарова, участниками цифрового пространства. «На этом строятся экономические модели, ИИ обсчитывает поведение клиентов. При помощи цифровых технологий уже сложилась реальность не экономики потребления, а экономики производства для потребителя ровно того количества и качества товаров, которое он запрашивает. Мы сторонники того, что это необходимо. Чтобы мир не перенасыщался товарами, а было произведено столько, сколько нужно, чтобы не наносился урон экологии», — пояснил эксперт.
«Предприниматели связывают с цифровыми технологиями наличие электронной цифровой подписи (69%), промышленного интернета (34%), облачных сервисов (29%), систем автоматизированного проектирования (27%)», — озвучил данные опроса руководителей обрабатывающих компаний замдиректора Digital Adhoc ГфК-Русь Петр Залесский.
Однако, по оценке доцента ВШЭ Ольги Логуновой, бизнес в цифровизации видит не только возможности, но и риски. Речь идет о несоответствии затрат и выгод (35%), кадровых трудностях (34%), информационной безопасности (33%) и возможных финансовых потерях (31%).
За последние 10 лет, по данным ВЦИОМ, изменилось отношение предпринимателей и граждан к интернет-пространству. Пользователи Всемирной информационной сети стали задумываться о том, что они пишут, опасаться мнения начальства, государства, кражи персональной информации и мошенничества в цифровом пространстве.
В современных условиях, по мнению директора по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина, сформировался тренд, связанный с запросом бизнеса и простых россиян на обеспечение информационной безопасности. Более половины (56%) участников опросов, проводимых Центром, считают, что нужно уделять больше внимания повышению информационной безопасности и совершенствовать с этой целью законодательную базу.
«В период с 2000-го по 2018 г. у россиян также снизились позитивные ожидания от развития интернета, — добавил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Доля россиян, считающих, что угроз от интернета стало больше, с 2000 г. сначала падала — с 36% до 24%, а после 2013 г. стала расти. Сегодня она превысила первоначальную планку, достигнув 39%. Явный тренд — это рост рисков и опасений, связанных с развитием интернета, меньше стало позитивных ожиданий».
«Представители государственной сферы заинтересованы в получении обратной связи от населения, — отметил первый заместитель руководителя Аналитического Центра Глеб Покатович. — Данные опросов населения и экспертов целесообразно учесть при реализации национальной программы „Цифровая экономика“. Важно получить обратную связь, понять, как бизнес и люди реагируют и адаптируются к новым возможностям и рискам».
«При внедрении цифровых технологий мы не должны забывать, что также существует социальная ответственность, — уверен руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“ Аналитического Центра Сергей Лещенко. — Технологии должны быть безопасными, удобными, понятными. За счет появления технологий мы не должны отсекать от жизни отдельные слои населения, полностью исключать их из жизни. Наоборот, мы должны внедрять технологии таким образом, чтобы участие в экономических вопросах было более доступным для всех категорий граждан».