Продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения стало самым затяжным в новейшей российской истории. В 2018 г. этот показатель продемонстрировал сокращение пятый год подряд, а в целом за пять лет реальное падение доходов составило 10,8%. На этом фоне российский ретейл пока не может похвастаться своими достижениями. По итогам прошедшего года рост оборота розничной торговли составил лишь 2,6%. За два месяца текущего года прирост составил 2%. Доходы населения продолжают падать на протяжении уже пяти лет. Также на отрасли сказывается повышение НДС и рост инфляции.
Согласно данным Аналитического центра при Правительстве РФ, несмотря на то что в первой половине 2018 г. высокие темпы прироста реальной заработной платы, обусловленные рекордно низкой инфляцией, повышением заработных плат работникам бюджетной сферы и минимального размера оплаты труда, способствовали росту реальных располагаемых доходов населения, ускорение потребительской инфляции во второй половине года привело к отрицательной динамике доходов в реальном выражении.
Эксперты отмечают, что отрицательный вклад в динамику реальных располагаемых доходов населения внесло также сокращение доходов от собственности, в частности снижение доходности банковских депозитов. В структуре денежных доходов населения в 2018 г. наблюдается увеличение доли заработной платы при сокращении веса других компонентов, а именно доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат и доходов от собственности. По данным Росстата, в 2018 г. доля поступлений от оплаты труда увеличилась на 0,8 п.п. по сравнению с 2017 г. — с 65,4 до 66,2%.
Рост положительных оценок материального положения в первой половине 2018 г. объясняется увеличением реальных располагаемых доходов, связанным с исполнением майских указов президента и с произошедшим в последние годы вынужденным пересмотром потребительских стандартов в пользу более низких. Во второй половине 2018 г. оценки материального положения населения ухудшились.
Россияне адаптировались к новой модели экономического роста
Интересно, что в условиях длительного снижения реальных располагаемых доходов показатели потребительского спроса стали расти. По мнению экспертов Аналитического центра, эта тенденция свидетельствует о том, что население нашей страны адаптировалось к новой модели экономического роста.
Постепенный выход из затяжной рецессии подтверждается опережающим ростом продаж непродовольственных товаров, говорится в бюллетене центра. В 2018 г. их реализация в рознице увеличилась на 2,6%. Значительный прирост розничных продаж — более 20% — зафиксирован в категории «мобильные телефоны» и более 10% — в категории «компьютеры». Кроме того, эксперты назвали важным индикатором расширения потребления постепенное восстановление рынка общественного питания.
Важную роль в росте потребительской активности сыграли позитивная динамика реальной заработной платы, увеличение потребительского кредитования и повышение инфляционных ожиданий населения, пишут авторы бюллетеня. По их данным, в первой половине 2018 г. потребительская уверенность достигла предкризисного уровня.
Дальнейшая поддержка роста экономики страны оживлением на потребительских рынках будет определяться динамикой доходов основной массы населения с учетом структуры неравенства и улучшением потребительских настроений граждан, считают авторы бюллетеня.
Консолидация федеральных сетей продолжится
О том, как сложившаяся ситуация отразится на работе ретейла, эксперты рассказали в ходе онлайн-конференции «Российский ретейл — борьба за выживание», организованной «ФИНАМ».
В первую очередь специалисты обратили внимание, что в секторе продолжается консолидация. Так, «Дикси», уйдя с фондового рынка, избавляется от сети «Виктория» и объединяется с «Бристолем» и «Красным и Белым». «Магнит» и «Севергрупп», владеющие «Утконосом», претендуют на «Ленту».
По словам Алексея Коренева, аналитика ГК «ФИНАМ», снижающиеся доходы приводят к сжатию потребления. В продуктовом ретейле эти явления не носят столь явно выраженного характера, как в других сегментах, просто в силу необходимости питаться. Но приводят к заметному смещению покупательских приоритетов в сторону более доступных товаров (за исключением премиального сегмента, где спрос более-менее стабилен).
Продолжающийся рост потребкредитования в какой-то степени поддерживает ретейл. «Но надо понимать, что явление это временное просто в силу ограниченности времени пользования заемными средствами на фоне нарастания объемов кредитования, которые через какое-то время неизбежно начнут сокращаться (уже хотя бы в силу давления со стороны Центробанка)», — отметил А. Коренев.
Игорь Нуждин, главный аналитик «Промсвязьбанка», подчеркнул, что консолидация и укрупнение сектора — это неизбежный процесс, который идет последние несколько лет и, скорее всего, продолжится. По прогнозу Тимура Нигматуллина, аналитика АО «Открытие Брокер», через 5 лет будут 3 игрока с долями 25%, 15% и 8% — Х5, «Магнит» и «Лента» соответственно.
А. Коренев согласился с тем, что дело идет к тому, что на рынке останется три-четыре крупнейших игрока. Но это если говорить о федеральных сетях. В регионах же хватает своих локальных сетей, и не факт, что федералы за это время успеют их всех скупить.
И. Нуждин отметил, что логичным следствием падения покупательской способности является смещение ассортимента в более дешевую категорию. В то же время развитие ретейла, в частности, как заявлял менеджмент Х5, — это настройка ассортимента в каждой торговой точке под спрос в том или ином городе, районе города. Где уровень платежеспособного населения выше — один ассортимент, где ниже — другой.
Т. Нигматуллин напомнил, что, как правило, экономика растет в долгосрочной перспективе, периоды спада длятся ограниченное время. Аналитик считает, что сейчас мы наблюдаем пик сжатия товарных матриц и расцвет собственных торговых марок, но уже в 2019 г. начнется период восстановительного роста и реальные доходы населения прибавят около 1—1,5% год к году.
«Мне не очень верится, что в 2019 г. мы увидим рост реальных располагаемых доходов населения. Относительно невысокие темпы инфляции сейчас являются следствием как раз сжатия потребления. Что до ассортимента, то, полагаю, сам по себе он сократиться заметно не должен, но вот перераспределение долей в различных сегментах товаров уже наблюдается и, видимо, продолжится. Увеличивается доля товаров эконом-класса», — выразил свою точку зрения А. Коренев. По его словам, если ситуация в экономике улучшится и произойдет оживление потребительского спроса, тогда ретейл будет расти хорошими темпами за счет возвращения отложенного спроса. Но это все можно отнести к процессам, характеризующимся вероятностными оценками. Как показывает опыт той же Венесуэлы, спад доходов населения может продолжаться почти три десятилетия без каких-либо перспектив экономически оправданного улучшения.
К сведению
Россия вошла в число стран с самой зарегулированной торговлей
Команда CIVITTA провела анализ степени регулирования розничной торговли в странах Развивающейся Европы — в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, России, Беларуси, Молдове, Сербии и Румынии. Кроме того, для сравнения, в рамки исследования вошел ряд крупнейших стран ЕС с сильно зарегулированной розничной торговлей (Испания, Италия и Германия). Исследование показало, что наиболее строгие законодательные требования в секторе розничной торговли наблюдаются в Беларуси (со значительным отрывом), Италии и России.
Наивысший показатель зарегулированности розничной торговли в Беларуси связан как с наличием значительных ограничений на осуществление операционной деятельности сектора, так и с забюрократизированностью процедур по открытию магазинов.
Что касается Италии, то низкие позиции страны в рейтинге связаны с неблагоприятными условиями для открытия объектов розничной торговли, в первую очередь с пороговыми значениями площади, наличием требований по предоставлению экономических данных, наличию законов, регламентирующих расположение торговой точки. При этом операционная деятельность регулируется крайне слабо.
Высокий ИЗРТ («Индекс зарегулированности розничной торговли») в России является результатом комбинации сложных условий открытия (правил размещения магазинов, количества разрешений) и жестких ограничений антимонопольного характера.
Ряд европейских исследований выявили корреляцию между ограничениями при открытии новых магазинов и уровнем цен. Такая корреляция может свидетельствовать о том, что более высокий уровень розничных цен в той или иной стране может быть обусловлен слишком жестким госрегулированием розничной торговли. Последствия излишней регуляции особенно сильно выражаются в уязвимых странах, таких как Украина, Молдова, Беларусь и Россия.