Доверенность на грани срока: осторожнее с формулировками!

| статьи | печать

Срок с формулировкой «до такой-то даты» определяется в пользу налогоплательщика. Такой вывод следует из постановления АС Уральского округа от 14.02.2019 № Ф09-9241/18. Верховный суд возражений по этому поводу не высказал.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта      

Определение Верховного суда РФ от 17.04.2019 № 309-ЭС19-4991

Истец

Общество с ограниченной ответственностью «НПО Инновационные газовые технологии»

Ответчик

ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга

Суть дела

В 2018 г. инспекция провела выездную налоговую проверку общества. По результатам рассмотрения материалов проверки было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Рассмотрение материалов по итогам допмероприятий было назначено на 7 февраля 2018 г. В этот день на рассмотрение материалов проверки явился представитель налогоплательщика. В подтверждение полномочий на право участвовать в этом мероприятии им была представлена доверенность от 1 февраля 2018 г. со сроком действия до 7 февраля 2018 г.

Налоговый орган не допустил представителя до участия в рассмотрении материалов проверки. Причина — истечение срока действия доверенности на момент рассмотрения.

Общество не согласилось с действиями инспекции. Указывая в доверенности срок ее действия до 7 февраля 2018 г., оно руководствовалось положениями ст. 194 ГК РФ, буквальное прочтение которой не позволяет сделать вывод, что 7 февраля действие доверенности прекращено и срок действия при использовании предлога «до» истекает до 24 часов дня, предшествующего дню, указанному в доверенности.

Дело дошло до суда.

Суды двух инстанций — за буквальное прочтение

Суды первой и апелляционной инстанций, так же как и налоговики, решили вопрос, опираясь исключительно на буквальный смысл фразы «до 7 февраля 2018 г.», как того требует ст. 431 ГК РФ. Согласно этой норме при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

По мнению судов, 7 февраля 2018 г. представитель уже не обладал полномочиями на представление интересов общества, так как предлог «до» используется в значении «не включая дату, следующую после этого предлога».

Кассация: неустранимые сомнения — в пользу налогоплательщика

Суд кассационной инстанции взглянул на эту проблему по-иному (постановление АС Уральского округа от 14.02.2019 № Ф09-9241/18). Он отметил, что в доверенности на представление интересов юридического лица может быть указано, что она прекращается в определенную календарную дату, действует в течение того или иного периода с момента ее выдачи или действует до наступления обстоятельства, возникновение которого предопределено.

Если срок доверенности определен в виде периода времени, течение срока должно начинаться на следующий день после дня ее выдачи и срок истечет в конце дня, указанного в доверенности с предлогом «до». При этом определяется дата начала течения срока в виде периода времени для целей определения последнего дня его исчисления.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. При этом буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же такой порядок не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (ст. 194 ГК РФ).

По определению п. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный день — это период времени продолжительностью двадцать четыре часа.

Из пункта 8 ст. 6.1 НК РФ следует, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Исходя из указанных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что указанная в доверенности дата 7 февраля 2018 г. включается в срок, рассчитываемый при определении продолжительности действия такой доверенности. Верховный суд позицию кассации не опроверг.

Подход не нов

Примененный в рассматриваемом деле подход подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 04.07.2002 № 185-О и в Определении Верховного суда РФ от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786.

В Определении Конституционного суда РФ от 04.07.2002 № 185-О рассматривался вопрос о сроке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, установленном в п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 № 2235-1). Срок уплаты регламентировался следующим образом: ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Из определения КС РФ фактически следует, что для целей данного налога формулировки «ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц» и «ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем» являются равнозначными.

Эта правая позиция КС РФ легла в основу определения Верховного суда от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786. В деле, рассмотренном ВС РФ, речь шла об определении срока уплаты земельного налога, который был обозначен как «до 30 апреля налогового периода». Суды апелляционной инстанции и округа пришли к выводу, что при формулировке срока «до определенной даты» действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит. Однако Верховный суд отметил, что формулировки п. 8 ст. 6.1 НК РФ не позволяют однозначно уяснить, как именно следует трактовать положения нормативных правовых актов, предписывающих обязанному лицу совершить действия до определенной даты. Поэтому из формулировки срока уплаты земельного налога «до 30 апреля налогового периода» нельзя достоверно и без неустранимых сомнений определить, является ли предельным сроком для исполнения данной обязанности 29 либо 30 апреля налогового периода. И поскольку в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а также учитывая, что более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно является предпочтительной, в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате земельного налога следует считать 30 апреля налогового периода.