Общество не представило в ФАС России необходимые документы. За это антимонопольный орган привлек общество к административной ответственности и наложил штраф. Нижестоящие суды признали факт нарушения, но освободили общество от ответственности в связи с тем, что деяние было малозначительным. Верховный суд РФ с таким подходом не согласился и отправил дело на новое рассмотрение.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 16.04.2019 № 307-АД18-24091 по делу № А42-10638/2017 |
Заявитель |
ОАО «Мурманское морское пароходство» |
|
Ответчик |
ФАС России |
Суть дела
В связи с рассмотрением заявления ООО «Арктическая горная компания» о нарушении ОАО «Мурманское морское пароходство» (далее — ОАО «ММП») антимонопольного законодательства ФАС России с целью установления факта злоупотребления ОАО «ММП» доминирующим положением на рынке услуг морских перевозок направила в адрес последнего запрос о предоставлении в срок до 02.10.2017 следующих документов и информации:
-
учетную политику предприятия (для целей бухгалтерского учета), утвержденную на 2015, 2016, 2017 гг.;
-
аудиторское заключение в отношении бухгалтерской отчетности за 2014, 2015 и 2016 гг.;
-
утвержденный финансовый план предприятия на 2017 г.;
-
утвержденную инвестиционную программу развития предприятия на 2017-й и последующие годы с указанием объектов капитальных вложений;
-
копии локальных актов, которыми утверждаются цены (тарифы) на все виды услуг, оказываемых ОАО «ММП»;
-
описание условий определения цены договоров морской перевозки грузов;
-
реестр договоров на оказание услуг по морской перевозке грузов, заключенных в 2015, 2016 и 2017 гг.;
-
копии договоров со всеми приложениями и дополнениями, заключенных на оказание услуг по морской перевозке грузов в 2015, 2016 и 2017 гг.;
-
ряд других документов.
В установленный срок общество указанные документы ФАС России так и не направило. Оно направило антимонопольному ведомству ответ, что запрос службы не отвечает критериям мотивированности в части содержания истребуемой информации, а объем запрашиваемой информации не соответствует целям запроса.
В итоге постановлением ФАС России от 27.11.2017 № 4-19.8-1788/00-03-17 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (непредставление информации в антимонопольный орган), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Общество оспорило данное решение в суде.
Позиция судов
Суды трех инстанций, установив факт непредставления обществом в антимонопольный орган информации и документов по запросу антимонопольного органа, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Между тем, по мнению судов, ФАС России не доказала наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и наступление каких-либо неблагоприятных последствий в результате противоправного деяния общества. В деле отсутствуют отягчающие ответственность обстоятельства. Исходя из этого, суды признали совершенное обществом правонарушение малозначительным и освободили его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Постановление антимонопольного органа было отменено ими как незаконное.
Позиция ВС РФ
ВС РФ отменил акты нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Согласно п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, как заключил ВС РФ, отсутствие отягчающих обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания. Установив отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суды имели возможность уменьшить размер назначенного обществу административного штрафа. При этом суды не учли, что неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Непредставление сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством, по требованию ФАС России может повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, — искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.
Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков. Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 17.01.2013 № 1-П Федеральным законом от 02.12.2013 № 343-ФЗ снизил минимальный размер штрафа за данное правонарушение с 300 000 руб. до 50 000 руб., расширив тем самым возможности как антимонопольных органов, так и судов в части дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института, как малозначительность административного правонарушения. Применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений.
Исходя из изложенного, ВС РФ резюмировал, что совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, в связи с чем у судов отсутствовали основания для применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.