С 2018 г. выросло число россиян, которые сталкивались с угрозами информационной безопасности в сети. Снизилась доля тех, кто полагает, что их личные данные в интернете защищены. Россияне чаще встречают «фейк-ньюз» — недостоверную или заведомо ложную информацию в сети. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ в марте 2019 г.
Выросла доля россиян, которые сталкивались с различными угрозами информационной безопасности. Спам стал беспокоить большее количество россиян, пользующихся интернетом (49% в 2018 г., 54% — в 2019 г.). На втором месте — навязчивая реклама (рост на 12 п.п.: 32% в 2018 г., 44% — в 2019 г.). Другие проблемы — взлом аккаунта социальной сети, почтового ящика, электронного кошелька (рост на 8 п.п.: 24% в 2018 г., 32% — в 2019 г.).
Кроме того, россияне пожаловались на более частые блокировки компьютера вирусами (20% в 2018 г., 24% — в 2019 г.), а также на рост количества недостоверной или заведомо ложной информации в сети — «фейк-ньюз» (15% в 2018 г., 22% — в 2019 г.).
Часть россиян, пользующихся интернетом, также сталкивались с распространением информации, возбуждающей национальную или религиозную ненависть и вражду (9%), поддельными интернет-магазинами (8%), фишингом — интернет-мошенничеством с целью кражи логинов и паролей пользователей (6%), вирусами-шифровальщиками (6%), кражей персональных данных (6%).
Выросла доля россиян, которые считают, что их личные данные в интернете не защищены (с 54 до 59%). Чаще других об этом говорят жители Москвы и Санкт-Петербурга (69%).
По сравнению с прошлым годом снизилась доля россиян, считающих, что они обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете (38% в 2018 г., 34% — в 2019 г.). О наличии подобных компетенций чаще говорили жители столиц (42%), молодежь в возрасте до 24 лет (54%).
Россияне стали больше заботиться о безопасности в сети в ряде сфер. Так, за год снизилась доля людей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети (с 26 до 21%), скачивают пиратское программное обеспечение, кино, музыку из интернета (с 35 до 31%), хранят крупные суммы денег на банковской карте, с которой делают покупки онлайн (с 40% в 2018 г. до 36% в 2019 г.).
В некоторых вопросах россияне не учитывают потенциальные риски. Например, выросла доля людей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов (с 29% в 2018 г. до 36% в 2019 г.) и не делают резервные копии важной информации на внешние носители (с 62 до 77% соответственно). Чаще так поступают женщины и пожилые люди. В частности, 40% женщин не придумывают новые пароли для аккаунтов в сети, 66% — не создают резервные копии данных.
Каждый пятый опрошенный (22%) отметил, что готов предоставить персональные данные в интернете (информацию в личном кабинете) взамен персонифицированного обслуживания и предложения продуктов и услуг.
Также больше половины опрошенных (61%) полагают, что безопасность в сети должны обеспечивать владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство, а не сами пользователи.