Производительность труда в России растет быстрее, чем в США, но слабее, чем в Китае

| статьи | печать

Замедление роста в начале 2019 г. вновь обострило тему производительности труда, которая должна стать ключевым драйвером ускорения нашей экономики. Сегодня в России (1,9%) она увеличивается быстрее, чем в Европе (0,2%) и США (1,5%), но медленнее, чем в Китае (6,7%) и Индии (5,9%). Сдерживает рост производительности труда неопределенность ситуации, слабый внутренний спрос и трудный переток рабочей силы в высокотехнологичные отрасли.

При всей важности краткосрочных факторов развития экономики средне- и долгосрочные перспективы ее роста определяются производительностью в широком понимании этого слова. Речь идет о производительности труда (то есть соотношении реальных объемов выпуска и затрат живого труда) и о совокупной факторной производительности (так называемом «коэффициенте технического прогресса»).

Увеличению роста производительности отводится значительное место в приоритетных национальных проектах Российской Федерации, принятых в 2018 г. Именно она должна стать главным локомотивом, который вытянет темпы роста отечественной экономики на уровень среднемировых показателей.

Первые среди БРИКС

По абсолютному уровню производительности труда, с учетом ППС, Россия, согласно данным аналитического центра «The Conference Board», в прошлом году занимала уверенное первое место среди стран БРИКС (превышая среднемировой уровень в 1,5 раза, а показатель Китая — в 1,7 раза). Однако наша страна существенно — в 2,2 раза — отстает от уровня Соединенных Штатов.

«В обрабатывающей промышленности темпы прироста производительности труда, как правило, выше, чем в добывающей промышленности и в экономике в целом, — отмечает эксперт Центра развития (ЦР) ВШЭ Валерий Миронов. — Прошлый год эту тенденцию подтверждает. Так, в индустриальном секторе в целом в январе — октябре 2018 г. производительность труда составляла 2,3%, при этом в добыче равнялась 0,7%, в обработке — 4,6%».

На фоне темпов роста производительности труда в развитых государствах динамика наших показателей выглядит прилично. Так, в прошлом году в США темпы прироста составляли 1,5%, а в России — 1,9%. Правда, и база сравнения у крупнейшей экономики мира существенно выше (сегодняшний российский уровень равняется лишь 45% от показателя Соединенных Штатов).

В Китае и Индии производительность труда в 2018 г. росла быстрыми темпами — 6,7 и 5,9% соответственно. Но и отставание этих стран от уровня США существенно больше, чем у России. Производительность труда в Китае составляет 27% от уровня Соединенных Штатов, в Индии — лишь 15%.

К сожалению, данные «The Conference Board» за более длительный период показывают, что начиная со второй половины 2000-х гг. производительность труда демонстрирует явную тенденцию к замедлению не только в России, но и во всей мировой экономике.

В группе развитых стран наблюдается монотонное замедление производительности труда, начавшееся еще в 1970-е гг. В развивающихся экономиках наблюдалась выраженная волатильность. После нулевых темпов прироста производительности труда в середине 1980-х последовал резкий рост с выходом на гораздо более высокий уровень, чем у США и прочих развитых стран. Затем последовало ее постепенное замедление.

Неопределенность сдерживает рост

Важным драйвером экономического роста выступает также совокупная факторная производительность (СФП). Она измеряется путем вычета роста затрат труда и капитала из роста выпуска, то есть остаточным путем. «На практике эта мера отражает не только совокупные последствия неосязаемых (то есть не связанных с вводом новых основных фондов) технических изменений, но и эффекта масштаба, изменения эффективности, различия в использовании мощностей и погрешности измерений», — комментирует ситуацию аналитик ЦР Алексей Кузнецов.

В крупных развивающихся экономиках решающее значение для роста ВВП имеет прирост «вещественного» капитала (не информационного), а роль СФП, наоборот, невысока.

В экономический рост Китая основной вклад в равной степени вносят СФП и «прочий» капитал, доля же остальных компонентов незначительна. В Индии немалое значение имеет также прирост числа замещенных рабочих мест.

В России динамика совокупной факторной производительности в последние годы, по оценкам «The Conference Board», тесно коррелирует с ростом производительности живого труда. СФП вносит здесь основной вклад в медленный рост ВВП.

Рост производительности в России сегодня сдерживается, по оценке ученых ВШЭ, из-за неопределенности в экономике России, слабого внутреннего спроса и затруднения перетока рабочей силы в высокопроизводительные отрасли.

«На первый взгляд кажется, что на общемировом фоне российские тенденции в части роста производительности труда в последние годы смотрятся не так уж плохо, — отмечает эксперт ЦР Наталья Самсонова. — Однако это лишь в сравнении с развитыми экономиками, но не на фоне быстро растущих развивающихся стран, от которых Россия по темпам роста производительности труда сильно отстает, хотя пока опережает другие страны БРИКС по абсолютному уровню производительности в расчете на одного работника».

По сравнению с другими развивающимися странами, по данным отчета «The Conference Board», Россию чисто статистически отличает высокий вклад совокупной факторной производительности в прирост ВВП.

«В ближайшие годы понижательное давление на динамику СФП в нашей стране будет оказывать наличие технологических санкций и резкое снижение притока ПИИ, — считает В. Миронов. — Кроме нейтрализации указанных негативных факторов, для ускорения роста экономики в России целесообразно увеличить весьма низкий по мировым меркам вклад в рост отечественной экономики вещественного и человеческого капитала. Это требует нетривиальных шагов при сохраняющемся высоком уровне неопределенности, сдерживающем инвестиционную активность частного бизнеса, дефиците квалифицированных кадров, низкой мобильности рабочей силы, что затрудняет закрытие низкопроизводительных рабочих мест и переток дефицитных ресурсов в быстро растущие высокопроизводительные сектора и регионы. Другими словами, принцип созидательного разрушения, важность которого вряд ли подлежит сомнению, пока с трудом пробивает себе дорогу».

Наконец, по мнению экспертов «Вышки», стоит отметить значительно более низкий, по мировым меркам, размер вложений в человеческий капитал в России. В силу негативного влияния на динамику СФП это также тормозит экономический рост.

Прирост производительности труда в России и других странах в 2018 г., %

Страна  

Значение

Китай

6,7

Индия

5,9

Россия

1,9

США

1,5

Прирост СФП в России и других странах в 2018 г., %

Страна  

Значение

Китай

2,9

Россия

1,6

Еврозона

–0,1

США

–0,3

Источник: ВШЭ, «The Conference Board»