По итогам 2018 г. доля «локализованных» препаратов составила 19,6% в стоимостном выражении и 5,6% в упаковках. Это следует из аналитических материалов DSM Group. Эксперты подчеркнули, что показатель доли лекарств, произведенных на территории России, является одним из стратегических. Его целевые параметры прописаны в Стратегии «Фарма-2020».
Аналитики напомнили, что до текущего момента деление на импортные и отечественные препараты осуществлялось по месту расположения головного офиса производителя. Но за последние пять лет иностранные компании провели большую работу, приведшую к изменениям на рынке. Производители выбирали одну из возможных стратегий, которая позволила развить «локализацию»: строительство собственных производственных мощностей в России, заключение соглашений о локализации препаратов от упаковки до полного цикла с отечественными компаниями, а также приобретение российских заводов для переноса производства лекарственных средств.
Видно, что в большей мере локализуются лекарства, которые участвуют в государственных закупках. Поэтому в государственном сегменте доля таких препаратов выше и составляет 34%, хотя в упаковках на них приходится только 4,7%.
Влияние «локализации» на аптечном рынке меньше: только 13% в стоимостном выражении импортных препаратов производится на территории России (в упаковках 5,8%). Таким образом, в 2018 г. доля препаратов, произведенных в России, составила 49,7% в рублях и 66,9% в упаковках.
Ранее ситуацию с импортозамещением в аптечном сегменте участники рынка и эксперты обсудили на пресс-конференции в «Интерфакс». По словам председателя координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей и генерального директора «Нео-Фарм» Евгения Нифантьева, такая диспропорция возникает из-за того, что стоимость лекарств отечественного производства существенно ниже, чем цена упаковки зарубежного производства. Кроме того, спрос на безрецептурные препараты (на них приходится около 65% в коммерческом сегменте) формирует потребитель, мнение которого основывается как на рекомендациях врачей, так и на рекламе безрецептурных препаратов, которая касается лекарств иностранного производства.
Вместе с тем аптекари посетовали на недостаточную популяризацию отечественной продукции, мол, малая часть россиян знает, что в фармацевтической промышленности страны случилась революция: у нас есть современные заводы с современным оборудованием, которого на сегодняшний день нет у многих иностранных производителей.
Сопредседатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей и гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов заявил журналистам, что в последние годы на рынке появляется много отечественных дженериков, которые начинают пользоваться спросом. При этом спрос смещается в сторону более дорогих дженериков: на фоне развития медицины развивается и выпуск новых препаратов фармкомпаниями.
В денежном эквиваленте объем российского фармрынка превышает на данный момент 1 трлн руб. По данным Ассоциации российских фармпроизводителей, общий объем инвестиций в строительство в фармотрасли превысил 2 млрд руб., около половины из которых — инвестиции российских компаний.
Импортозамещение в фармпроме, 2018 г.
|
Импортные |
Локализованные |
Отечественные |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
доля |
доля |
доля |
||||
руб. |
упак. |
руб. |
упак. |
руб. |
упак. |
|
Рынок в целом |
50,3% |
33,1% |
19,6% |
5,6% |
30,1% |
61,4% |
Розница |
58,9% |
35,9% |
12,9% |
5,8% |
28,2% |
58,3% |
Госсегмент |
31,3% |
19,5% |
34,3% |
4,7% |
34,4% |
5,8% |
Источник: DSM Group |
К сведению
Экспорт российских лекарств вырос на 20%
В 2018 г. экспортные поставки лекарств российского производства возросли на 20% по сравнению с уровнем 2017 г. Об этом рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб на XI Всероссийском съезде работников фармацевтической и медицинской промышленности.
Участники съезда обсудили положительную динамику в разработке инновационных препаратов и реализацию отечественной фармпродукции в целом. Так, объем производства медизделий по сравнению с 2017 г. увеличился на 10% и составил 63,9 млрд руб. В сегменте «высокозатратных нозологий» на 29,3% возросла доля российских лекарств, в перечне ЖНВЛП она составляет 86,2%. На рынок выведены новые препараты для лечения редких заболеваний.
Сергей Цыб в ходе выступления сообщил, что сейчас Россия развивает производство в соответствии с самыми лучшими мировыми стандартами и с ориентацией на внешние рынки.
«Компании начинают делать продукты, которые имеют серьезный экспортный потенциал. Если сравнить с 2009 г., когда мы только начинали госпрограмму „Фарма-2020“, тогда объем рынка был 300 млрд руб., а доля российских производителей — 20%. За десять лет объем рынка вырос в четыре раза до 1,285 трлн руб., но при этом мы долю российских производителей не только не потеряли, но и в 1,5 раза увеличили», — отметил первый замминистра. При этом он подчеркнул, что в части госзакупок доля российских препаратов превышает 33% в деньгах.