Юридическим лицам, в штате которых состоит актуарий, хотят предоставить право заключать гражданско-правовые договоры на осуществление актуарной деятельности. Соответствующий проект изменений в Федеральный закон от 02.11.2013 № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (далее — закон № 293-ФЗ) внесен в Госдуму группой парламентариев.
Актуарная деятельность применяется во всех видах страхования. С ее помощью проводятся расчеты страховых тарифов на основе методов математической статистики. Расчеты проводят специалисты в этой области — актуарии. Итогом деятельности актуария в ходе актуарной оценки является актуарное заключение. Этот документ содержит выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, которые являлись объектом оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей. Субъектом актуарной оценки, согласно закону № 293-ФЗ, могут быть только уполномоченный орган при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации и общества взаимного страхования.
Сейчас актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между актуарием и его работодателем, либо же на основании гражданско-правового договора, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и актуарием. Как видим, само юридическое лицо, в штате которого трудится актуарий, напрямую заключать договоры на проведение актуарной оценки с заказчиком не может. Законопроект наделяет компании таким правом, выдвигая к ним требование иметь в штате не менее двух актуариев и обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц.
Для обеспечения достоверности оценки рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций предусматривается проведение ответственным актуарием проверки актуарного заключения по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности указанных организаций. По результатам проверки актуарного заключения составляется отчет о результатах проверки актуарного заключения, подлежащий направлению в Банк России и опубликованию в установленном Банком России порядке. При этом законопроектом устанавливаются требования к ответственным актуариям, которые могут проводить проверку актуарного заключения. Законопроектом исключается возможность проведения проверки актуарных заключений, составленных по результатам обязательного актуарного оценивания, ответственными актуариями, у которых может быть заинтересованность в проведении в отношении финансовой организации заведомо недостоверной оценки. Например, данное ограничение устанавливается в отношении ответственных актуариев, состоящих в штате или являющихся аффилированными лицами оцениваемой организации.
Законопроект раскрывает понятие заведомо ложного актуарного заключения и отчета (за предоставление которого ответственному актуарию грозит исключение из соответствующего единого реестра ответственных актуариев). Согласно тексту документа, заведомо ложным будет считаться актуарное заключение, составленное без фактического проведения анализа и оценки рисков и (или) финансовых обязательств либо составленное по результатам такого анализа, но явно противоречащее содержанию документов и информации, предоставленных заказчиком. Ложными ли являются заключение или отчет, определяет суд. С заявлением в суд о признании актуарного заключения (отчета по результатам проверки актуарного заключения) заведомо ложным вправе обратиться:
1) уполномоченный орган в отношении оцениваемых лиц;
2) организация, деятельность которой является объектом актуарной деятельности;
3) саморегулируемая организация актуариев, членом которой является ответственный актуарий, подготовивший актуарное заключение и (или) отчет о результатах проверки актуарного заключения.
Законопроект предусматривает изменение порядка разработки, согласования и утверждения федеральных стандартов актуарной деятельности по аналогии с порядком разработки, согласования и утверждения базовых стандартов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в целях применения единых формулировок в отношении разных субъектов финансового рынка и исключения неопределенности в правоприменительной практике. В связи с этим законопроектом предлагается закрепить за саморегулируемыми организациями актуариев право разрабатывать проекты федеральных стандартов актуарной деятельности, которые после согласования их советом по актуарной деятельности будут при их соответствии всем установленным требованиям утверждаться уполномоченным органом.
Ужесточена ответственность актуариев. Лицо, исключенное из членов СРО за нарушение закона № 293-ФЗ, нормативных актов, федеральных стандартов актуарной деятельности, кодекса профессиональной этики, не может быть восстановлено в реестре в течение пяти лет со дня его исключения.
Одновременно законопроектом вводится положение, которое устанавливает гражданско-правовую ответственность юрлица за убытки, причиненные заказчику, если они явились результатом действий или бездействия, совершённых его работником.
Авторы проекта также предлагают ввести проверку достоверности оценки актуарием рисков. Это позволит повысить надежность результатов актуарного оценивания, что является обязательным условием для дальнейшего перехода к их использованию при расчёте платежеспособности страховщика.
По мнению разработчиков законопроекта, повышение надежности результатов актуарного оценивания позволит также повысить уровень доверия к информации о финансовом состоянии наиболее социально-значимых некредитных финансовых организаций.
Чтобы исключить возложение дополнительной административной нагрузки на большое количество финансовых организаций, законопроектом предусмотрено проведение указанной проверки только в отношении наиболее социально значимых страховых организаций.
Этим проектом также предлагается дополнить статью закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» положениями, закрепляющими обязанность ответственного актуария, проводящего на основании гражданско-правового договора оценку актуарного заключения, составленного по результатам актуарного оценивания, заключать договор страхования своей гражданской ответственности.
Законопроект внесен в Госдуму и зарегистрирован в базе нижней палаты российского парламента под № 713218-7.