Выпуск товаров народного потребления в нашей стране традиционно считался вторичным, а в последние годы во многом замещен импортом, отмечали участники II Столыпинского форума «Стратегии для России». Между тем сектор «экономики простых вещей» может уже к 2024 г. увеличить объемы производства до 2,5 трлн руб., создав 110 тыс. рабочих мест. Для раскрытия его потенциала необходимы снижение высокой налоговой нагрузки, необоснованно растущих тарифов и упрощенный доступ к финансовым ресурсам.
В российской экономике производство товаров народного потребления, по словам заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Якова Миркина, традиционно находилось на втором плане, а в последние годы было фактически остановлено и замещено импортом.
«За последние четверть века мы во многом утеряли „экономику простых вещей“, — считает г-н Миркин. — Вклад несырьевых обрабатывающих производств в формирование российского ВВП сжался с 30% в 1990 г. до 8,5% в 2018 г.».
В прошлом году Россия импортировала товаров на общую сумму примерно 250 млрд долл. Из этого объема, по оценкам заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, не менее 100 млрд приходилось на «простые вещи», которые наша страна вполне может производить, а это более чем 6% от российского ВВП. С учетом того, что любое производство формирует косвенные эффекты, общий потенциал развития «экономики простых вещей» может оцениваться в 10% отечественного ВВП, а это уже макроэкономически значимый фактор.
Сегодня для отечественных предприятий потребительского сектора характерны технологическая отсталость, низкая производительность труда и короткий горизонт планирования. Их продукция пока неконкурентоспособна в большинстве ассортиментных групп по цене и качеству. Вместе с тем для успешного развития сектора в России сейчас есть необходимые ресурсы.
С этим тезисом согласна руководитель по развитию закупочного бизнеса ИКЕА в Северо-Восточной Европе Алла Котюга. Она заявила, что ИКЕА готова локализовать в России более 60% основного ассортимента продукции в ближайшие два года. Однако пока доля закупок компании внутри страны составляет лишь 1,7%.
Драйверами роста потребительского сектора, по мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте страны Бориса Титова, могут стать снижение высокой налоговой нагрузки, сокращение избыточного администрирования и необоснованно растущих тарифов. Кроме того, для радикальной технологической модернизации предприятий и наращивания производственных мощностей сектору необходим упрощенный доступ к инвестиционному и оборотному финансированию.
В ходе дискуссии участникам форума была представлена созданная под эгидой Института экономики роста им. П.А. Столыпина программа развития сектора «экономики простых вещей». Особый интерес представляют кластерные инициативы, способные войти в число опорных проектов.
Так, проект «Ульяновский мебельный кластер» основан на развитии традиционных мебельных производств, которые уже давно существуют в области, однако зачастую представляют собой мелкие мастерские «гаражного типа». Количество зарегистрированных предприятий потребительского сектора в регионе составляет 1655, из них 472 компании специализируются на производстве мебели. В последнее время небольшие фирмы объединяются и создают новые крупные производственные объединения. Для поддержки этих трендов предполагается формирование специализированного мебельного кластера.
Проект «Русский лен» предусматривает создание межрегионального межотраслевого кластера по выращиванию и глубокой переработке лубяных волокон. Он будет реализовываться на территории Ивановской, Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Тверской и Ярославской областей. Количество предприятий, которые могут войти в состав кластера, в соответствующих регионах составляет 3483. Реализация мер госполитики, ориентированных на развитие «экономики простых вещей», по оценкам Института экономики роста, позволит к 2024 г. увеличить объемы производства потребительских товаров до 2,5 трлн руб., обеспечив создание 110 тыс. рабочих мест. А к 2037 г. в секторе возможно формирование дополнительно порядка 400 тыс. новых рабочих мест и наращивание выпуска до 8,4 трлн руб. в год. При этом доля импорта аналогичной продукции сократится в среднем до 30—35%.