Уже больше года как в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ прописался такой механизм налоговой минимизации, как инвестиционный вычет. За это время у компаний возник ряд вопросов о применении этого вычета. Специалисты Минфина России неоднократно выпускали разъяснения по данной тематике. О том, как применяется данный вычет и к каким выводам пришли финансисты, — наша статья.
Инвестиционный налоговый вычет для целей налогообложения прибыли был введен в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Для этих целей законодатели дополнили указанную главу Кодекса новой ст. 286.1 НК РФ. Она начала действовать с 1 января 2018 г., но срок ее использования ограничен. Инвестиционный вычет по налогу на прибыль будет применяться до 1 января 2028 г.
Обратите внимание: в указанную норму Кодекса уже два раза были внесены изменения. Первый раз это сделал Федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), а второй раз — Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 62-ФЗ).
Давайте посмотрим, в чем заключается порядок применения инвестиционного вычета с учетом внесенных корректировок.
Снижаем налог
Статья 286.1 НК РФ дает организациям право уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по ставке 17% и перечисляемого в бюджет субъекта РФ, на инвестиционный налоговый вычет. Воспользоваться данным вычетом можно в отношении налога, уплачиваемого как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 286.1 НК РФ).
Уменьшению подлежит и сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет. Причем налог может быть снижен до нуля (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
В инвестиционный вычет включаются в совокупности расходы, перечисленные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ. Рассмотрим каждый вид расхода отдельно.
Основные средства
Подпункты 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ включают в состав инвестиционного вычета в части уменьшения регионального налога на прибыль:
— расходы текущего периода на приобретение и создание основных средств. Списать можно не более 90% указанных расходов;
— расходы текущего периода на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Списать можно также не более 90% указанных расходов. Обратите внимание: расходы на ликвидацию основных средств в составе вычета учесть нельзя.
Согласно п. 4 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный вычет в виде вышеприведенных расходов применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты.
Если компания воспользовалась правом на инвестиционный вычет по региональной части налога на прибыль, то она может уменьшить и размер федерального налога на 10% от суммы вышеназванных расходов (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Пожертвования
Закон № 426-ФЗ ввел в п. 2 ст. 286.1 НК РФ еще один расход, по которому можно получить инвестиционный вычет. Это расходы в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
Здесь размер вычета может составлять 100% (подп. 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ). Так как в данном случае налог на прибыль, перечисляемый в бюджет субъекта РФ, можно свести к нулю, в части федерального бюджета вычет не применяется.
Этот вариант получения вычета используется по месту нахождения компании или по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Объекты инфраструктуры
В 2019 г. законодатели решили еще раз дополнить положения п. 2 ст. 286.1 НК РФ. Закон № 63-ФЗ ввел в указанную норму подп. 4. Согласно ему инвестиционный вычет применяется к расходам в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности. Отметим, что данный вычет можно использовать с 1 января 2019 г.
Списать за счет налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет, можно не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры. Соответственно, за счет федеральной части налога на прибыль можно отнести 15% указанных расходов (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Данный вычет применяется:
— к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие названные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ);
— по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту акватории. При этом необходимо выполнить условие — организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
В случае возврата налогоплательщику указанных денежных средств сумма налога, не уплаченная в связи с применением вычета в отношении соответствующих расходов на создание объектов инфраструктуры, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня истечения установленного в ст. 287 НК РФ срока уплаты налога (п. 12 ст. 286.1 НК РФ).
К сведению
Использовать инвестиционный налоговый вычет или отказаться от него можно только начиная с нового года, то есть с очередного налогового периода по налогу на прибыль. При этом если компания решилась применять вычет, то отказаться от него можно будет только через три года. А если компания отказывается от применения вычета, то новое право на получение вычета можно будет получить тоже только через три года.
Региональные ограничения
В связи с тем, что инвестиционный налоговый вычет предполагает уменьшение налога на прибыль, перечисляемого в бюджет субъекта РФ, п. 2 ст. 286.1 НК РФ предоставляет регионам устанавливать:
— право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на приобретение (создание) и улучшение (достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств организаций или обособленных подразделений, расположенных на территории этого субъекта РФ;
— размеры инвестиционного вычета по основным средствам (в письме от 15.08.2018 № 03-03-06/1/57690 специалисты финансового ведомства отметили, что региональные власти вправе самостоятельно устанавливать размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 90% соответствующих расходов);
— категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного вычета по основным средствам;
— категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного вычета;
— право на применение инвестиционного вычета в отношении расходов на пожертвования применительно к государственным, муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам), местом нахождения которых является территория этого субъекта РФ;
— предельные суммы расходов в виде пожертвований;
— категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) — собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного вычета;
— право на применение инвестиционного вычета в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры;
— размеры инвестиционного вычета по расходам на создание объектов инфраструктуры;
— виды объектов инфраструктуры.
Обратите внимание: в письме от 20.02.2018 № 03-03-20/10674 специалисты Минфина России указали, что организация вправе уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ, на инвестиционный вычет только при наличии регионального закона, предусматривающего введение в действие на своей территории инвестиционного налогового вычета.
Внимание на предел
В пункте 2.1 ст. 286.1 НК РФ сказано, что размер инвестиционного вычета текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам вышеназванных расходов не может быть более предельной величины инвестиционного вычета. Алгоритм расчета предельной величины следующий.
1. Сначала компания рассчитывает сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет субъекта РФ за налоговый (отчетный период), без учета инвестиционного вычета. Здесь по общему правилу применяется ставка 17%, если законами субъектов РФ не предусмотрена пониженная ставка.
2. Дальше рассчитывается сумма регионального налога за налоговый (отчетный) период, так же без учета инвестиционного вычета, но по ставке 5%. Субъект РФ может установить другой процент. В письме от 01.03.2019 № 03-03-05/13582 специалисты Минфина России отметили, что региональные власти могут установить и ставку в размере 0%.
3. Затем организация находит разницу между рассчитанными суммами. Это и есть предельная величина инвестиционного налогового вычета.
В письме от 09.11.2018 № 03-03-20/80821 специалисты Минфина России разъяснили порядок применения п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ. По их мнению, под расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в региональный бюджет, определяемой без инвестиционного вычета, следует понимать исчисленную сумму налога, подлежащую зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ, которая в последующем подлежит уменьшению на инвестиционный налоговый вычет.
Данная позиция объясняется тем, что положениями ст. 286.1 НК РФ в целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль в части регионального бюджета, а не расчет налоговой базы. Поэтому расчетная сумма налога в целях исчисления предельной величины инвестиционного вычета определяется без учета амортизации по объектам основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение вычета.
Пример
В субъекте РФ в 2019 г. было принято решение о введении механизма инвестиционного налогового вычета. Компания решила воспользоваться правом на вычет в отношении своего обособленного подразделения, находящегося в данном регионе.
Величина налоговой базы, приходящейся на это подразделение, составляет 1 234 546 руб. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, — 17%. Для расчета предельной величины вычета в регионе установлена ставка в размере 5%. В 2019 г. в обособленном подразделении была проведена реконструкция объектов, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам на сумму 612 324 руб.
Сначала необходимо рассчитать предельную величину вычета в части налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ. Для этого нужно сделать следующие вычисления.
1. Определяем сумму налога на прибыль по ставке 17% без учета инвестиционного вычета. Она составит 209872,82 руб. (1 234 546 руб. х 17%).
2. Рассчитываем сумму регионального налога также без учета инвестиционного вычета, но по ставке 5%. Она будет равна 61727,3 руб. (1 234 546 руб. х 5%).
3. Находим предельную величину вычета. Она составит 148145,52 руб. (209872,82 – 61727,3).
Как мы помним, размер инвестиционного вычета в отношении расходов на улучшения основных средств составляет 90%. Таким образом, сумма вычета, на которую можно уменьшить долю налога на прибыль, относящуюся к региональному бюджету, равна 551091,6 руб. (612 324 руб. х 90%). Данный показатель получился больше предельной величины. Следовательно, в 2019 г. компания может уменьшить налог на прибыль в части регионального бюджета на 148145,52 руб.
Далее. Компания имеет право получить инвестиционный вычет за счет налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Его размер составляет 10% от суммы понесенных расходов на реконструкцию основных средств.
1. Рассчитываем сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет за 2019 г. Она составит 37036,38 руб. (1 234 546 руб. х 3%).
2. Находим сумму инвестиционного вычета. Она будет равна 61232,4 руб. (612 324 руб. х 10%).
3. Налог на прибыль в части федерального бюджета может быть снижен до нуля. Таким образом, в 2019 г. уменьшаем налог на 37036,38 руб.
В результате получается, что обособленное подразделение компании в 2019 г. имеет право уменьшить начисленный налог на прибыль на инвестиционный налоговый вычет в размере 185181,9 руб. (148145,52 + 37036,38).
Оставшаяся сумма расходов на реконструкцию в размере 427142,1руб. (612 324 – 185181,9) будет использована для вычета в последующих налоговых периодах.
Для кого вычет под запретом
На основании п. 11 ст. 286.1 НК РФ не могут воспользоваться инвестиционным вычетам следующие категории налогоплательщиков:
— организации — участники региональных инвестиционных проектов;
— организации — резиденты особых экономических зон;
— организации — участники Особой экономической зоны в Магаданской области;
— организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
— организации — участники свободной экономической зоны;
— организации — резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо резиденты свободного порта Владивосток;
— организации — участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» либо участники проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как видите, в черный список попали компании, которые имеют право на использование пониженных ставок по налогу на прибыль.
Кроме того, не сможет уменьшить налог (авансовый платеж) и консолидированная группа налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).
Особенности вычета для основных средств
Отдельно остановимся на порядке применения инвестиционного налогового вычета в отношении основных средств. Дело в том, что для него в ст. 286.1 установлено достаточно много нюансов.
Начнем с того, что решение об использовании права на применение инвестиционного вычета компания должна закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения. При этом вычет используется ко всем объектам основных средств (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Как видите, у компании нет права выбрать, к каким объектам она будет применять инвестиционный вычет.
Про амортизацию забудьте
В подпункте 9 п. 2 ст. 256 НК РФ прямо сказано, что не подлежат амортизации объекты основных средств, в отношении которых организация использовала право на применение инвестиционного вычета. При этом необходимо учитывать особенности, предусмотренные п. 7 ст. 286.1 НК РФ. В этой норме прописаны следующие правила.
Если компания воспользовалась инвестиционным вычетом, то она не вправе применять положения п. 9 ст. 258 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает порядок использования амортизационной премии.
Кроме того, не подлежат амортизации и объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых организация использовала право на инвестиционный вычет.
Данная ситуация возможна по основным средствам, приобретенным до появления инвестиционного вычета. Получается, что такие объекты продолжают амортизироваться. Но если компания приняла решение об использовании права на инвестиционный вычет и осуществила расходы по улучшению указанных объектов, то первоначальная стоимость, приходящаяся на такие расходы, не амортизируется (письмо Минфина России от 15.08.2018 № 03-03-06/1/57690).
А можно ли амортизировать основные средства после того, как организация отказалась от применения инвестиционного вычета?
В письме от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18609 финансисты пришли к следующему выводу. Если налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного вычета в отношении основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания и (или) улучшения объектов, то при последующем отказе от использования вычета он уже не вправе в отношении таких объектов начислять амортизацию. Причем это правило работает независимо от того, полностью или частично использован вычет.
«Обособленные» вопросы
На практике при применении инвестиционного налогового вычета в отношении основных средств возникает следующий вопрос. Можно ли его использовать, если организация приобретает основное средство для своего обособленного подразделения, находящегося в одном регионе с другими подразделениями компании?
Ответ на этот вопрос дали специалисты Минфина России в письме от 02.10.2018 № 03-03-06/1/70711. По их мнению, в такой ситуации возможно два варианта применения инвестиционного вычета. Все зависит от того, какой порядок уплаты налога по обособленным подразделениям выбрала компания.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 288 НК РФ организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога рассчитывается исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. В свою очередь, размер доли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по компании (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Однако приведенный порядок можно не применять, если обособленные подразделения расположены в одном субъекте РФ. В такой ситуации организация имеет право выбрать одно подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в региональный бюджет. О своем выборе нужно сообщить в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений до 31 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду (п. 2 ст. 288 НК РФ).
На основании указанной нормы Кодекса финансисты пришли к следующему выводу. Если компания уплачивает налог на прибыль в региональный бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, применить инвестиционный вычет она может только к налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения обособленного подразделения, в котором эксплуатируется основное средство. Если компания уплачивает налог в региональный бюджет через ответственное подразделение, на инвестиционный вычет уменьшается сумма налога, уплачиваемая через ответственное обособленное подразделение.
Выбытие объекта
Согласно п. 12 ст. 286.1 НК РФ при реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которого организация использовала право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. При этом компании придется уплатить сумму пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога.
Отметим, что согласно подп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации основного средства, в отношении которого налогоплательщик использовал право на вычет, до истечения срока его полезного использования доход от продажи можно уменьшить на первоначальную стоимость такого объекта. Правда, только при условии восстановления суммы налога на прибыль, не уплаченной в связи с применением такого вычета.
А будет ли считаться выбытием основного средства, если оно передается из одного обособленного подразделения в другое, которое расположено в ином регионе? В письме от 27.06.2018 № 03-03-20/44237 специалисты Минфина России указали, что передача (перемещение) объекта основных средств, в отношении которого был получен инвестиционный вычет, из обособленного подразделения, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в другое обособленное подразделение, расположенное на территории иного субъекта РФ, в целях применения п. 12 ст. 286.1 НК РФ является выбытием объекта.
Налог на имущество тут ни при чем
Как мы уже сказали, основные средства, в отношении которых организация использовала право на применение инвестиционного вычета, не подлежат амортизацию. Однако данный факт никак не влияет на порядок расчета налога на имущество организаций, так как запрет на амортизации действует только для налога на прибыль. На это обратили внимание специалисты Минфина России в письме от 14.11.2018 № 03-03-07/81965. Приведем аргументацию финансистов.
Объектом обложения налогом на имущество признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, в том числе порядок начисления амортизации и определения остаточной стоимости, установлены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Этот документ не предусматривает применение инвестиционного вычета для целей бухгалтерского учета. Поэтому использование права на инвестиционный налоговый вычет на обложение основных средств налогом на имущество никакого влияния не оказывает.
Инвестиционный вычет в отчетности
Действующая форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@. На сегодняшний день она не предусматривает отражение инвестиционного вычета. На помощь компаниям пришли специалисты ФНС России и в письме от 01.03.2019 № СД-4-3/3752 рассказали, как правильно заполнить декларацию, если организация применяет инвестиционный вычет.
Составляем декларацию
Налоговики порекомендовали при исчислении авансовых платежей (налога) в бюджет субъекта РФ уменьшать на сумму инвестиционного налогового вычета показатель по строке 200 листа 02 декларации. Напомним, что по ней отражается сумма исчисленного к уплате налога на прибыль в бюджет субъекта РФ.
Компании, имеющие обособленные подразделения, при применении инвестиционного вычета в отношении авансовых платежей (налога), исчисленных для уплаты в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения самой компании или по месту нахождения ее обособленных подразделений, на сумму инвестиционного вычета уменьшают показатели строк 070 «Сумма налога» соответствующих приложений № 5 к листу 02 налоговой декларации.
Отметим, что в приложении № 5 к листу 02 отражается расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения. Данное приложение заполняется по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению.
Таким образом, суммирование показателей строк 070 приложений № 5 к листу 02 сформирует показатель по строке 200 листа 02 уже с учетом инвестиционного вычета.
Если налогоплательщик воспользовался правом на применение вычета, то он вправе уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, определенную согласно п. 3 ст. 286.1 НК РФ. В листе 02 декларации на указанную величину уменьшается показатель по строке 190 «Сумма исчисленного налога в федеральный бюджет».
Даем пояснения
Налогоплательщикам, применившим инвестиционный вычет, налоговики рекомендовали при представлении декларации направлять в налоговую инспекцию пояснения (расчет) инвестиционного вычета. Специалисты налоговой службы привели примерную форму расчета. Она состоит из четырех разделов «А», «Б», «В» и «Г».
В разделе «А» отражается расчет инвестиционного вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ. В него заносятся данные о расходах, составляющих инвестиционный вычет (затраты, указанные в подп. 1—4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ). В этом разделе показывается максимальный размер инвестиционного вычета всего, а также с разбивкой по отдельным составляющим инвестиционного вычета. Это связано с тем, что конкретный размер инвестиционного вычета может устанавливаться законом субъекта РФ (подп. 2 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).
На практике возможна ситуация, когда расходы, составляющие инвестиционный вычет, превышают предельную величину инвестиционного вычета. Как мы уже отмечали, согласно п. 9 ст. 286.1 НК РФ компания вправе учесть сумму превышения в последующих налоговых (отчетных) периодах. Для этой ситуации налоговики предусмотрели в разделе «А» строки для отражения остатка инвестиционного вычета, не учтенного при исчислении налога за предыдущие налоговые периоды (всего и с разбивкой по составляющим инвестиционного вычета).
В разделе «А» также указывается предельная величина инвестиционного вычета текущего налогового (отчетного) периода. Ее значение берется из раздела «В» или раздела «Г».
Кроме того, в этом разделе показывается возможная сумма инвестиционного вычета текущего налогового (отчетного) периода. Она определяется как сумма максимального размера инвестиционного вычета и остатка вычета, не учтенного в предыдущие периоды, но не более предельной величины инвестиционного вычета.
Также в разделе «А» приводятся:
— сумма инвестиционного вычета, учитываемая в текущем налоговом (отчетном) периоде;
— остаток неучтенного инвестиционного вычета на конец налогового периода (эта величина указывается только при представлении декларации за год).
В разделе «Б» содержится расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного вычета. В нем указываются:
— сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет;
— расходы, на которые можно уменьшить налог в части федерального бюджета (это 10% расходов на приобретение (создание, улучшение) основных средств и 15% расходов на создание объектов инфраструктуры);
— сумма расходов, на которую могут быть уменьшены платежи в федеральный бюджет (не более исчисленной суммы налога);
— сумма расходов, на которую уменьшаются платежи по налогу на прибыль в федеральный бюджет текущего налогового (отчетного) периода.
Раздел «В» предназначен для расчета предельной величины инвестиционного вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по организации, не имеющей обособленных подразделений. В нем отражаются следующие показатели:
— налоговая база для исчисления налога (берется из строки 120 листа 02 декларации);
— ставка налога, применяемая для расчета предельной величины инвестиционного вычета (5% или иной размер, установленный решением субъекта РФ);
— сумма налога в бюджет РФ, исчисленная без учета положений ст. 286.1 НК РФ;
— сумма налога, рассчитанная по ставке, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного вычета;
— предельная величина инвестиционного вычета (данное значение переносится в соответствующую строку раздела «А»).
И последний раздел «Г». Его заполняют организации, у которых есть обособленные подразделения. Количество разделов «Г» зависит от числа обособленных подразделений (групп обособленных подразделений), расположенных в субъектах РФ, принявших законы о применении инвестиционного вычета. По своей структуре данный раздел схож с разделом «В». Отличие в том, что вместо налоговой базы для исчисления налога, указанной по строке 120 листа 02 декларации, приводится налоговая база исходя из доли, приходящейся на организацию, обособленное подразделение, группу обособленных подразделений (берется из строки 50 приложения № 5 к листу 02 декларации).
Будущее инвестиционного вычета
Трудно пока сказать, будет ли востребован рассмотренный нами механизм минимизации налога на прибыль, но чиновники обещают, что он может стать выгодным для компаний в строительной отрасли. Речь идет об объектах социальной инфраструктуры, которые застройщики и инвесторы вынуждены безвозмездно передавать органам власти, чтобы получить право на строительство в регионе. Как правило, эта обязанность вызвана необходимостью подготовки и согласования с местными властями разрешительной, градостроительной и проектной документации (ст. 45, 48 и 51 ГрК РФ).
В настоящее время это достаточно болезненный вопрос. Чиновники, опираясь на п. 16 ст. 270 НК РФ, указывают, что если в процессе строительства создаются объекты, которые безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность, то затраты, связанные с созданием и передачей таких объектов, для целей налогообложения прибыли в составе расходов не учитываются. (см., например, письма Минфина России от 12.04.2019 № 03-03-06/1/26125, от 25.04.2017 № 03-03-06/3/24753).
В письмах 12.04.2019 № 03-03-06/1/26125 и от 27.12.2018 № 03-03-06/1/95271 специалисты финансового ведомства заверили налогоплательщиков в том, что уже подготовлены изменения в ст. 286.1 НК РФ. Они предоставят возможность налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с созданием объектов социальной инфраструктуры в процессе комплексной застройки, которые в дальнейшем будут передаваться в госсобственность.
Такая поправка действительно могла бы во многом снять данную проблему.