Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ, считает группа экспертов МВФ, которая провела ряд консультаций в Москве. Национальные проекты дадут определенный эффект, но особый акцент, по их мнению, нужно сделать на усилении конкуренции и снижении роли государства в экономике.
В последние три года прирост российского ВВП составлял в среднем 1,4%, и, по оценке специалистов фонда, предполагается сохранение подобных темпов и в 2019 г. Внешняя поддержка росту ожидается ограниченной, поскольку благоприятная внешняя конъюнктура, способствовавшая быстрому росту во время экономического подъема 2000-х, сменилась санкциями, неопределенностью в мировой политике и торговле, а также снижением цен на нефть.
В этих условиях, чтобы повысить потенциал роста, России необходимо сосредоточить основные усилия на внутренних реформах. Важнейший фундамент для этой работы уже заложен. Речь идет о сохранении устойчивой макроэкономической и финансовой политики.
Так, бюджетное правило фиксирует бюджетную конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Чтобы закрепить доверие к правилу, аналитики МВФ рекомендуют избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам эксперты Фонда посоветовали также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния и продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности.
Денежно-кредитная политика, по словам главы группы экспертов Джеймса Роафа, успешно справляется с потенциальными угрозами ценовой стабильности, и в настоящее время смягчение представляется обоснованным. Повышение НДС оказало более слабое, чем ожидалось, влияние на инфляцию. Кроме того, инфляционное давление ослабляется некоторым укреплением рубля и стабильностью внутренних цен на топливо. С учетом этих факторов можно прогнозировать достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% в начале 2020 г., даже в условиях снижения ключевой ставки Банком России.
Дальнейшее укрепление устойчивости финансового сектора поможет поддержать экономический рост. Необходимо довести до конца работу по расчистке банковского сектора. Одновременно нужно продолжать работу по укреплению банковского надзора и регулирования, а именно, снижать концентрацию риска на одного заемщика и кредитование связанных сторон, совершенствовать работу по оценке качества активов.
Вместе с тем основной потенциал повышения темпов экономического роста, по мнению специалистов МВФ, будет зависеть от глубины и масштабности реформ, направленных на усиление конкуренции и снижение роли государства. Они прогнозируют, что суммы государственных расходов на инфраструктуру, предусмотренные в рамках национальных проектов, в сочетании с воздействием пенсионной реформы на предложение труда повысят потенциальный рост на 0,1—0,5 п.п., в зависимости от эффективности отбора, планирования и реализации проектов. Они также приветствуют проекты, направленные на решение демографических проблем, повышение производительности труда и поддержку занятости, стимулирование МСБ и предпринимательства, развитие международного сотрудничества и несырьевого экспорта.
Реформы, по мнению участников миссии МВФ, должны быть направлены на решение многолетних проблем недостаточной конкуренции в экономике и большой роли государства, выражающейся как в его доле в экономике, так и в степени вмешательства в деловую активность. Такие реформы следует направить на облегчение входа на рынок и выхода с него, совершенствование корпоративного управления государственных компаний, полную реализацию планов по улучшению делового климата и стимулирование внутрирегиональной и межрегиональной конкуренции, в том числе в рамках государственных закупок.