Изменены формы бухгалтерской отчетности организаций
Минфин России внес поправки в свой приказ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Сразу скажем, что изменений немного.
Так, заголовочная часть бухгалтерского баланса дополнена строками для указания информации о том, подлежит ли бухгалтерская отчетность обязательному аудиту, а также данных о самой аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).
Форма отчета о финансовых результатах откорректирована в части показателей налога на прибыль. Поправки связаны с изменениями, внесенными в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, и применяются начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г.
Во всех формах ОКВЭД заменен на ОКВЭД2.
За исключением отдельных положений новации вступают в силу с 1 июня 2019 г.
(Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н „О формах бухгалтерской отчетности организаций“», зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2019 № 54667)
Постановка на налоговый учет: новый порядок для крупнейших
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Воспользовавшись этим правом, финансовое ведомство обновило ранее действовавший порядок, утвержденный приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н. Соответственно, этот документ признан утратившим силу.
Постановка на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется уполномоченным налоговым органом. Им признается межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, уполномоченная контролировать соблюдение такой организацией законодательства о налогах и сборах. Постановка на учет осуществляется в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных ФНС России.
Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике, уполномоченный налоговый орган направляет в инспекцию по месту нахождения организации, подлежащей постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в ЕГРН и иных информационных ресурсах. Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям об организации.
Изменения вступили в силу 29 мая 2019 г.
(Приказ Минфина России от 22.03.2019 № 47н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 85 н», зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2019 № 54529)
Новый порядок списания безнадежных долгов
Правила признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания установлены в ст. 59 НК РФ. В пункте 5 указанной нормы сказано, что соответствующий порядок, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства возникновения безнадежных долгов, утверждают налоговики.
До недавнего времени порядок был установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@. Специалисты налоговой службы признали этот документ утратившим силу и вместо него издали новый приказ.
Следует отметить, что новый порядок не имеет принципиальных нововведений. Корректировки носят скорее уточняющий характер. Так, в новом порядке даны прямые ссылки на положения ст. 59 НК РФ.
Документ вступил в силу 5 мая 2019 г.
(Приказ ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2019 № 54483)
Налоговики обновили форматы НДС-документов
Специалисты ФНС России внесли изменения в свой приказ от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме». Поправки связаны с повышением основной ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.
Изменения получили:
— приложение № 6 «Формат книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме»;
— приложение № 7 «Формат дополнительного листа книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме».
Поправки начали действовать с 6 мая 2019 г.
(Приказ ФНС России от 01.04.2019 № ММВ-7-6/162@
«О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@», зарегистрирован в Минюсте России 24.04.2019 № 54493)
Утвержден порядок передачи сведений из чеков tax free
Пунктом 8 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что организации розничной торговли передают в электронной форме в таможенные органы сведения из документов (чеков) для компенсации суммы НДС, оформленных ими физическим лицам — гражданам иностранных государств, имеющим право на компенсацию суммы налога. Состав передаваемых сведений, формат и порядок передачи должна утвердить ФТС России.
Руководствуясь этими положениями налогового законодательства, таможенники разработали такой порядок. Итак, организация розничной торговли передает в ФТС России все сведения, указанные в чеке в соответствии с п. 7 ст. 169.1 НК РФ.
Сведения передаются в электронном виде в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, разработанным в соответствии с приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52. Передача осуществляется через информационные сервисы автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или с использованием специализированных программных средств. Сведения из чеков в таможенные органы в электронном виде организации розничной торговли передают в момент выдачи каждого чека физическому лицу и заверяют их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Поступающие от организации розничной торговли сведения из чеков в автоматическом режиме проходят форматно-логический контроль. Если выявляется ошибка, организации розничной торговли автоматически в режиме времени, близком к реальному, направляется уведомление, содержащее перечень выявленных ошибок.
До устранения выявленных ошибок и успешного прохождения форматно-логического контроля сведения в отношении товаров считаются не поданными. В случае успешного прохождения форматно-логического контроля организации розничной торговли в автоматическом режиме направляется электронное уведомление о получении сведений из чеков.
Приказ вступил в силу 20 мая 2019 г.
Приказ ФТС России от 20.03.2019 № 467 «Об утверждении Порядка передачи организациями розничной торговли в таможенные органы в электронной форме сведений из документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, формата и состава таких сведений», зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2019 № 54440)
Законодатели решили увеличить размер «детского» вычета
В Госдуму представлен законопроект, предусматривающий увеличение размера стандартного вычета на детей в целях НДФЛ. Так, для родителя, супруга (супруги) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, вычет возрастет:
— с 1400 руб. до 2500 руб. — на первого ребенка;
— с 1400 руб. до 2500 руб. — на второго ребенка;
— с 3000 руб. до 4500 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка;
— с 12 000 руб. до 12 500 руб. — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, увеличение стандартного вычета на первого, второго, третьего и каждого последующего ребенка планируется в тех же размерах. А вычет на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы, предлагается увеличить с 6000 руб. до 8000 руб.
(Законопроект № 692088-7 «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Ставка НДС для авиаперевозок будет откорректирована
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ было поручено принять меры для расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву. Выполняя это поручение, Правительство РФ разработало соответствующий законопроект, содержащий поправки в ст. 164 и 165 НК РФ в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах.
Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Им предусматривается введение на бессрочной основе ставки НДС в размере 0% в отношении внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки (в случае их наличия) расположены вне территории Московской области или территории г. Москвы. Также устанавливается перечень документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки НДС при реализации указанных услуг.
(Законопроект № 689141-7 «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)»)
налогообложение участников специальных инвестиционных контрактов
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект с поправками в Налоговый кодекс в части налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов. Под участником специального инвестиционного контракта будет пониматься инвестор, являющийся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и не являющийся участником консолидированной группы налогоплательщиков, резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития, участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта, участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток, а также не применяющий специальные налоговые режимы, предусмотренные частью второй НК РФ.
Для таких участников предусматриваются:
— применение пониженной ставки в региональный бюджет и нулевой ставки в федеральный бюджет по налогу на прибыль в течение всего срока действия специального инвестиционного контракта;
— введение возможности раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль;
— особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта.
(Законопроект № 689130-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»)
Подготовлены изменения в закон о ККТ
Законодатели решили оптимизировать порядок применения контрольно-кассовой техники. Соответствующий законопроект прошел первое чтение.
В настоящее время при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за некоторые виды услуг, разрешается печатать один кассовый чек, содержащий сведения обо всех таких расчетах за месяц. Предлагается распространить этот порядок на расчеты в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере образования, охраны и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, планируется увеличить время на формирование вышеуказанного кассового чека с одного до пяти дней, следующих за днем окончания расчетного периода.
Также предусматривается упрощение порядка применения ККТ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг ресурсоснабжающими организациями. В частности, таким пользователям законодатели хотят дать право вместо выдачи (направления) кассового чека печатать отдельные реквизиты кассового чека на платежном документе за последующий месяц либо при отсутствии документооборота между клиентом и пользователем выдавать (направлять) кассовый чек только по запросу клиента.
В целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, рассматривается возможность применять один кассовый аппарат, работающий удаленно. При этом в таких случаях можно будет не печатать бумажный кассовый чек, если покупателю (клиенту) будет обеспечена возможность получить чек через QR-код.
Еще одна поправка касается продления срока неприменения ККТ до 1 июля 2021 г. для не имеющих наемных работников индивидуальных предпринимателей, реализующих товары собственного производства, выполняющих работы (оказывающих услуги). Правительство РФ поддержало законопроект.
(Законопроект № 682709-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации“(в части оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники)»)
Ответственность за отказ работодателя изменить зарплатный банк
Статьей 136 ТК РФ предусмотрено, что работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для ее перевода не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Этот срок Правительство РФ хочет увеличить до пятнадцати календарных дней.
За нарушение работодателем права работника на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата, предлагается установить административную ответственность в размере:
— от 10 000 руб. до 20 000 руб. — для должностных лиц;
— от 1000 руб. до 5000 руб. — для индивидуальных предпринимателей;
— от 30 000 руб. до 50 000 руб. — для организаций.
Соответствующие законопроекты находятся на рассмотрении в Госдуме.
(Законопроекты № 677255-7 «О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации» и № 677227-7 «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)
Материальную помощь обучающимся освободят от НДФЛ
Законодатели планируют расширить перечень видов материальной помощи, которая не облагается НДФЛ. В пояснительной записке к законопроекту указано, что по своей правовой природе материальная помощь, оказываемая обучающимся, не отличается от стипендии и материальной помощи работникам. Однако если две последние выплаты освобождены от налогообложения, то материальная помощь обучающимся лицам подлежит обложению НДФЛ.
В целях устранения такой дискриминации предлагается внести в п. 28 ст. 217 НК РФ положение о том, что не облагаются НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам.
(Законопроект № 692202-7 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Третий этап перехода на применение ККТ: инструкция от налоговиков
Инструкция разработана на основании Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и определяет последовательность действий сотрудников территориальных налоговых органов в целях проведения информационно-разъяснительной кампании по переходу на новый порядок применения ККТ налогоплательщиками, ранее не обязанными ее применять. Ознакомиться с ней будет полезно организациям и индивидуальным предпринимателям, которые должны начать использовать ККТ с 1 июля 2019 г. Напомним, что в их число входят:
— организации и ИП на любом режиме налогообложения, выполняющие работы или оказывающие услуги населению;
— ИП, применяющие ЕНВД и ПСН, работающие в сфере торговли или общепита без наемных работников;
— ИП без наемных работников, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;
— организации и ИП при продаже в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
— организации и ИП при осуществлении расчетов с физическими лицами в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
— организации и ИП при предоставлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт;
— организации и ИП при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;
— организации и ИП при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
— организации и ИП при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы.