Проект закона, дающий некоторым предпринимателям отсрочку применения онлайн-касс на два года, прошел все три чтения в нижней палате парламента, получил и одобрение в верхней и отправлен на подпись президенту. Новации вступят в силу сразу после официального опубликования.
Согласно Федеральному закону от 27.11.17 № 337-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) с 1 июля 2019 г. применение пресловутых онлайн-касс должно было стать обязательным для всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности. С этой даты все расчеты должны были сопровождаться передачей фискальных данных в ФНС в онлайн-режиме.
Однако в апреле 2019 г., за три месяца до наступления «часа Х», в Госдуму поступили очередные поправки в Закон о ККТ (Законопроект № 682709-7). Согласно предлагаемым изменениям срок неприменения контрольно-кассовой техники нового образца для некоторых субъектов продлен до 1 июля 2021 г.
Это коснется тех предпринимателей, которые выполняют работы или оказывают услуги исключительно своими силами (то есть без привлечения работников по трудовому договору), а также тех, которые реализуют товары собственного производства (и опять-таки при условии, что у них нет наемных работников). Указанная льгота «сгорает», если ИП заключит с работником трудовой договор. В этом случае нужно будет в течение 30 календарных дней зарегистрировать онлайн-кассу.
Также ряд организаций получили полное освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов, в том числе с помощью банковских карт в удаленном режиме (через интернет или онлайн-банки). К ним относятся:
товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы (от ККТ освобождаются расчеты за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги);
образовательные, физкультурно-спортивные организации, а также разного рода дома, дворцы и центры культуры и досуга, которые оказывают соответствующие услуги населению.
Отметим, что если указанные услуги оплачиваются наличными или «с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем» (проще говоря, банковскими картами при их предъявлении), то придется пробивать кассовые чеки.
Кроме того, полностью без онлайн-касс смогут обойтись предприниматели, реализующие с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Освобождение предоставляется вне зависимости от формы расчетов (наличные, карты, безналичные, онлайн). Но при этом реализация таких же билетов или абонементов через интернет от ККТ не освобождена.
Помимо этого, в целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, предлагается применять один кассовый аппарат, работающий удаленно, следует из пояснительной записки законопроекта. При этом в таких случаях предоставляется право не печатать бумажный кассовый чек, а обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода.
Законопроектом также предлагается при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере образования, охраны и ЖКХ, формирование одного кассового чека, содержащего сведения обо всех таких расчетах, совершенных в период, не превышающий календарного месяца. Также предусмотрено увеличение времени на формирование указанного кассового чека с одного до пяти дней.