После резкого падения в прошлом году (до 8,8 млрд долл.) объем входящих прямых инвестиций (ПИИ) в I квартале 2019 г. составил 11,5 млрд долл. Дальнейшему наращиванию ПИИ мешают сохранение санкций и ухудшение инвестиционного имиджа России.
Опубликованная в апреле 2019 г. Центральным банком статистика по прямым иностранным инвестициям за прошлый год демонстрирует более чем трехкратное снижение входящих ПИИ по сравнению с уровнем 2017 г. Такая динамика, по оценке экспертов РАНХиГС, отражает ухудшение настроений иностранных инвесторов, что во многом связано с негативными ожиданиями относительно продолжающейся санкционной политики со стороны США и ЕС.
В прошлом году позитивная динамика ПИИ была зафиксирована в первых двух кварталах, когда их суммарный уровень превысил 10,18 млрд долл. Однако второе полугодие отмечено оттоком прямых иностранных инвестиций, что привело к совокупному снижению входящих в Россию ПИИ до 8,82 млрд долл. по итогам 2018 г. При этом объем исходящих из нашей страны ПИИ сохранился на традиционно высоком уровне и превысил размер входящих инвестиций более чем в 3,6 раза.
В 2018 г. ЦБ зафиксировал наибольший с 1997 г. отток ПИИ из капитала российских компаний, составивший 6,46 млрд долл. В предыдущие два года наблюдался прирост участия иностранцев в капитале. Значимым источником ПИИ в 2018 г. стало реинвестирование прибыли зарубежных предприятий в Россию (более 16,7 млрд долл.). Это указывает на заинтересованность зарубежных компаний, уже работавших на рынке нашей страны.
Наиболее крупными инвесторами в Россию традиционно были страны ЕС, в том числе Германия.
В настоящее время у нас работает более 2,6 тыс. немецких предприятий, суммарный объем ПИИ которых по итогам 2018 г. превысил 3,2 млрд евро.
Прямые иностранные инвестиции распределены по территории Российской Федерации крайне неравномерно, что связано с объемом валового регионального продукта (ВРП) субъектов Федерации.
«По имеющимся данным, на начало 2019 г. из 36,5 тыс. российских предприятий с иностранным собственником наибольшая доля приходилось на такие регионы, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, — отмечает аналитик Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Юрий Зайцев. — В связи с этим одной из задач является привлечение ПИИ в периферийные регионы России. В частности, в 2018 г. правительством были приняты меры по привлечению прямых иностранных инвестиций на Дальний Восток путем снижения инвестиционных барьеров в регионе. Одной из таких мер стало упрощение визового режима для граждан стран АТР (использование электронных виз), в том числе стран — потенциальных инвесторов».
В настоящее время обсуждается ряд инвестиционных проектов с иностранным участием. О своих инвестиционных планах по разработке месторождений золота на Чукотке объявила канадская компания Kinross Gold. По предварительным оценкам, объем привлеченных ПИИ в проект может составить 1,2 млрд долл. до 2041 г., а количество новых рабочих мест — свыше 61 тыс. Летом 2018 г. корейская компания Hyundai Motor заявила о намерении вложить в российский рынок около 27 млрд руб., подав документы на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК), который даст ей возможность получить господдержку в обмен на инвестиции. В частности, компания планирует построить завод двигателей мощностью 150 тыс. штук в год.
«По предварительным оценкам платежного баланса в I квартале 2019 г., объем входящих ПИИ составил 11,5 млрд долл., — подчеркивает заведующий лабораторией ИЭП им. Е. Гайдара Александр Кнобель. — Однако в условиях сохранения санкционного давления и ухудшения инвестиционного имиджа России (в том числе в результате ареста Майкла Калви, главы Baring Vostok, закрытия российского офиса инвестиционного банка Morgan Stanley) существенный рост прямых иностранных инвестиций в российскую экономику выглядит пока маловероятным».