Давление государства на бизнес растет, показывают опросы предпринимателей. В прошлом году административные наказания были наложены на 984 тыс. российских компаний. Еще недавно, в 2015 г., этот показатель был более чем в два раза меньше — 400 тыс. Снизить административную нагрузку может новый Кодекс об административных правонарушениях, а также обсуждение системных проблем бизнеса на площадке Аналитического центра при правительстве.
Сокращение числа плановых и внеплановых проверок предпринимателей, по оценке бизнес-омбудсмена Бориса Титова, сегодня с лихвой компенсируется ростом иных контрольных мероприятий.
«Статистика показывает, что количество проверок резко снизилось на 42%, — отмечает г-н Титов. — Но сами предприниматели, судя по опросам, считают, что административное давление не то что не уменьшается, а еще и нарастает».
Увеличение давления государственных структур на предпринимателей показывает также опрос РБК. Вмешательство державы в работу отечественных компаний, по мнению 70% опрошенных собственников и топ-менеджеров, стало главной причиной спада иностранных инвестиций в российскую экономику.
Причины роста тяжести административного пресса выглядят следующим образом. Во-первых, возросла сумма собираемых штрафов, то есть объем материальной, финансовой нагрузки на бизнес. «Это неплохая прибавка в бюджет, некий фискальный показатель, хотя это не должно быть так, — подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей. — Штрафы — не самый эффективный способ привести в норму предпринимательскую деятельность. И решение президента о том, что в качестве первой меры контроля должны использоваться предупреждения, пока не работает. Разве что в одном ведомстве — МЧС, которое в этом плане выгодно выделяется на фоне остальных».
Во-вторых, сокращение проверок бизнеса коснулось тех мероприятий, которые включаются в Единый реестр проверок Генеральной прокуратуры, то есть плановых и внеплановых проверок. Прокуратура жестко выстроила эту работу, поэтому сокращение составило 42%. Но растут другие виды проверок, которые не контролируются прокуратурой и практически не учитываются в статистике.
В 2018 г. к административной ответственности было привлечено 984 тыс. только юридических лиц (каждое четвертое из числа зарегистрированных в ЕГРЮЛ).
В 2015 г. этот показатель был более чем в два раза ниже — 400 тыс.
Снизить давление административного пресса может новый Кодекс об административных правонарушениях, концепцию которого представило правительство. Среди позитивных новаций документа можно отметить выделение в зависимости от характера и степени общественной вредности различных категорий административных правонарушений.
Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.
Авторы концепции предлагают исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
Кроме того, общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения. Правда, речь идет о впервые совершенных административных правонарушениях, не являющихся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Такой подход будет соответствовать критериям справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод граждан.
Новая концепция КоАП станет одной из тем, которые будут обсуждаться на заседаниях межведомственной рабочей группы, созданной для решения системных проблем отечественного бизнеса. Она будет работать на постоянной основе на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ.