Обнародованные Росстатом данные Роспотребнадзора о проверках в I квартале нынешнего года потребительского рынка отразили изменение формы и содержания подачи результатов контрольных мероприятий, приводящее к неоднозначному восприятию информации. То ли контролирующее ведомство просто расширило ее объем, то ли усилило надзор.
В информации Росстата говорится, что в I квартале 2019 г. органами Роспотребнадзора было выявлено 13,5 тыс. административных правонарушений по следующим статьям: нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов — 45,1%, нарушение правил продажи отдельных видов товаров — 14,0%, нарушение иных прав потребителей — 10,4%, производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации — 6,9%, нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия — 3,5%, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин — 3,3%. К административной ответственности привлечено 9,5 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 109,2 млн руб., или 42,9% от общей суммы наложенных штрафов.
Для сравнения приведем аналогичную информацию годичной давности: «В I квартале 2018 г. органами Роспотребнадзора проведено 10,3 тыс. проверок торгующих организаций (в I квартале 2017 г. — 15,8 тыс.), было выявлено 7,0 тыс. административных правонарушений по следующим статьям: нарушение правил продажи отдельных видов товаров — 39,9%, нарушение иных прав потребителей — 23,1%, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин — 9,3%, обман потребителей — 4,0%, невыполнение в срок законного предписания — 4,6%. К административной ответственности привлечено 5,5 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 12,2 млн руб. (44,5% от общей суммы наложенных штрафов)».
Как видим, теперь нет данных о количестве проверок и сравнительной информации о них в аналогичном квартале предыдущего года. Но и выпала конкретная адресность контроля — «торгующие организации», что наводит на мысль о расширении в новой подаче результатов проверок круга субъектов «опеки». Может быть, в него вошли теперь и торговцы на розничных рынках, статистика проверок которых отражалась отдельно, а может, речь идет вообще о самом широком — рынках товаров и услуг. В таком случае годовое сравнение, действительно, неуместно. Но число проверок по новым информационным канонам можно бы и назвать.
Из табличных данных о качестве товаров теперь исчезло их разделение на отечественные и импортные, а также годовое сопоставление. Возможно, «турнирная таблица» «наших» и «не наших» ни к чему, но уход от истории опять вызывает вопрос, о каком круге организаций потребительского рынка идет речь — заголовок-то к таблице тот же самый. Неискушенный читатель ведь может решить, что в отношении организаций на потребительском рынке началось «закручивание гаек». Или он прав?
А так, данные о качестве товаров читателям по-прежнему должны быть интересны.
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок* в I квартале 2019 г., % от количества проверенных товаров по каждой товарной группе
|
Изъято товаров из оборота |
|||
---|---|---|---|---|
всего |
из них по причине |
|||
недостоверного декларирования соответствия продукции и нарушения технических регламентов |
фальсификации продукции |
контрафактной продукции |
||
Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов |
13,8 |
1,6 |
0,0 |
0,0 |
Изделия колбасные |
4,8 |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
Консервы мясные |
1,8 |
0,8 |
0,6 |
0,3 |
Рыба и продукты рыбные переработанные |
5,7 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
Консервы и пресервы рыбные |
3,0 |
1,7 |
0,2 |
0,3 |
Масло сливочное, пасты масляные,масло топленое |
1,1 |
0,3 |
0,3 |
— |
Масла растительные |
0,5 |
0,4 |
— |
— |
Молоко, кроме сырого |
9,2 |
2,6 |
1,4 |
— |
Сыры |
4,3 |
1,1 |
0,9 |
0,2 |
Кондитерские изделия |
28,1 |
21,2 |
— |
0,1 |
Крупа |
0,6 |
0,2 |
— |
— |
Изделия макаронные |
6,8 |
0,1 |
— |
— |
Изделия хлебобулочные |
10,8 |
2,5 |
— |
— |
Плодоовощные консервы |
2,8 |
1,8 |
— |
0,2 |
Вина виноградные |
0,7 |
0,7 |
— |
— |
Пиво |
2,3 |
2,1 |
0,0 |
— |
Одежда, кроме одежды из меха |
12,7 |
1,7 |
— |
0,0 |
Изделия меховые |
4,3 |
0,9 |
— |
0,0 |
Обувь |
4,7 |
0,6 |
0,0 |
— |
Холодильники и морозильники бытовые |
0,5 |
0,5 |
— |
— |
Машины стиральные бытовые |
1,1 |
0,6 |
— |
— |
Машины посудомоечные бытовые |
5,4 |
5,4 |
— |
— |
Светильники и осветительные устройства |
0,9 |
0,4 |
— |
— |
Компьютеры и периферийное оборудование |
6,9 |
— |
— |
— |
Аппараты телефонные |
0,6 |
— |
— |
— |
Мебель |
8,9 |
0,3 |
— |
— |
Часы всех видов |
3,0 |
— |
— |
— |
Средства моющие и стиральные |
11,4 |
11,1 |
— |
0,3 |
Средства парфюмерные и косметические |
1,4 |
0,8 |
— |
0,0 |
* По данным Роспотребнадзора. Источник: Росстат |