Рост оборота ресторанов, кафе и баров — на зависть торговле и услугам

| статьи | печать

Согласно данным официальной статистики, рост оборота розничной торговли замедляется, динамика объема платных услуг населению с поправкой на инфляцию, вероятно, вообще отрицательная, а вот оборот общественного питания (рестораны, кафе и бары) растет уверенно. И это подсказывает, что если не все, то не всем так плохо в текущей экономической ситуации, как об этом говорит статистика о снижении доходов населения.

С начала оговоримся, что информация Росстата о розничной торговле за январь — апрель нынешнего года в значительной мере посвящена розничным рынкам, несмотря на затухание их роли в рознице. Но это планово, поэтому не стоит удивляться некоторому повышенному к ним вниманию.

Как рынкам и предначертано

Оборот розничной торговли в апреле 2019 г., по данным Росстата, составил 2636,4 млрд руб., или 101,2% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе — апреле 2019 г. — 10251,1 млрд руб., или 101,7%.

Обращает на себя внимание затухающая динамика роста розницы в годовом измерении — +1,9% в январе, +2,0% — в феврале, +1,6% — в марте и +1,8% — в среднем за I квартал. Для сравнения напомним, насколько бодрее выглядел розничный оборот в январе — апреле 2018 г. — +3,0, 2,1, 3,0, и 3,2% соответственно, за I квартал — +2,7, за четыре месяца — +2,8%.

Конечно, на растущей сравнительной базе показывать сопоставимую динамику сложнее, но бесспорно и то, что запала для поддержания роста нет — как ранее Росстат информировал, реальные располагаемые денежные доходы населения в годовом сопоставлении продолжили снижение и в I квартале текущего года сократились на 2,3%.

В апреле 2019 г., продолжает статведомство, оборот розничной торговли на 94,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 5,4% (в апреле 2018 г. — 94,4 и 5,6% соответственно).

К этому нужно добавить, что если у розницы в целом и торгующих организаций оборот с торможением, но растет, то у рынков он год к году уверенно отрицательный — –2,5% в апреле и –3,1% за четыре месяца.

И это логично, поскольку число розничных рынков продолжает снижаться. На 1 апреля 2019 г. на территории России функционировало 996 розничных рынков, что на 64 меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года.

Распределение торговых мест на розничных рынках на 1 апреля 2019 г. по сравнению с 1 апреля 2018 г. изменилось в сторону увеличения доли мест на специализированных рынках по продаже строительных материалов и сельскохозяйственных рынках.

На 1 апреля 2019 г. функционировало 249 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 147 рынков, или 59,0% от общего числа (на 1 апреля 2018 г. — 61,5%).

Заметим, что одним из инструментов борьбы с «рыночной стихией» было условие перевода под капитальные «крыши». А в информации Росстата годичной давности говорится, что на 1 апреля 2018 г. функционировало 260 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 160 рынков, или 61,5% от общего числа (на 1 апреля 2017 г. — 63,1%).

Уровень фактического использования торговых мест на рынках на 1 апреля 2019 г. в среднем по Российской Федерации составил 65,1%, что ниже, чем на аналогичную дату 2018 г. и на 1 января 2019 г., констатирует статведомство.

Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. На 1 апреля 2019 г. на них вели деятельность 106,6 тыс. «индивидуалов» (на 1 января 2019 г. — 110,5 тыс.).

Розничные торговые сети в рассматриваемом периоде формировали в среднем по России 34,4% общего объема оборота розничной торговли (в I квартале 2018 г. — 32,2%).

В апреле 2019 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,3%, непродовольственных товаров — 51,7% (48,4 и 51,6% соответственно годом ранее).

Не только цветом красивы коньяк и пиво

Отдельного внимания заслуживает продажа алкогольных напитков населению. Росстат, как всегда при помощи Росалкогольрегулирования, начал фиксировать увеличение их реализации — в I квартале текущего года напитков в абсолютном алкоголе продано 19,6 млн декалитров, что в годовом выражении на 2,1% больше (для сравнения: в I квартале 2018 г. — –2,5%). Однозначно утверждать, что народу опять потяжелело и он вернулся к испытанному способу ухода от реалий, думается, не стоит — здесь может сказаться и усиление тотального контроля за производством и реализацией алкоголя.

А стоит обратить внимание на своеобразие данного роста. Его обеспечили увеличение год к году реализации коньяка на 7,4% и пива — на 5,0%. Продажи водки и ликероводочных изделий, винодельческой продукции (из нее лишь вино — +0,8%) и вин игристых и шампанских не выросли.

По этому поводу обывательское суждение может состоять в том, что граждане с кошельками потуже налегли на коньяк, а народ попроще ударил по пиву. Но это сомнительный расклад. Помнится, в не столь далекий период отчаянной борьбы с накрывшей страну новой напастью — «пивным алкоголизмом» — акцизы на пенистый напиток довели до такого уровня, что по шкале «цена/градусы» среднему потребителю алкоголя куда выгоднее было покупать водку и даже коньяки вплоть до среднего ценового ряда. Литр «знаменитого» в советские времена портвейна «Три кола» стал стоить дешевле литра приличного пива. Так что разводить по разным концам потребителей коньяка и пива, пожалуй, не следует — вероятно, выпивают они где-то рядом, а то и вместе. Может быть, за то, что жизнь непростая, но жить можно.

Наши люди в рестораны ходят, но…

В булочную на такси наши люди по-прежнему не ездят — скорее ездят они за продуктами на собственных авто. А вот рестораны, кафе и бары, судя по статистике, они посещают относительно охотно. Оборот общественного питания, по данным Росстата, в апреле 2019 г. составил 128,2 млрд руб., или 105,7% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе — апреле 2019 г. — 493,8 млрд руб., или 105,8%.

Причем в отличие от розничной торговли динамика роста оборота в годовом измерении в данной сфере услуг с января по апрель текущего года укреплялась — +4,6, 5,6, 7,3 и 5,7% соответственно, в среднем за квартал и четыре месяца — +5,8%. Выбивается из общего ряда мартовский прирост, но этот месяц по известной причине особенный — возможно, праздновали в этот раз щедрее, чем год назад. Отметим, что и в январе — апреле 2018 г. динамика была приличной, но немного скромнее.

Однако посещение мест «общественного питания» — не самый яркий индикатор материального благополучия общества в целом. Объем оборота ресторанов, кафе и баров в январе — апреле текущего года уступил розничной торговле 95,2%, а платным услугам населению — 84,6%.

И последние, пожалуй, более информативны относительно реальных возможностей населения тратить деньги, поскольку в непростой экономической ситуации люди в сфере потребления в первую очередь экономят на платных услугах. При этом нужно напомнить, что статистики в перечень последних включают розничную торговлю и общественное питание, но их оборот представляют отдельно. А без него (а также услуг банков) объем в январе — апреле 2019 г. увеличился в годовом выражении на 1,2% (с понижением динамики — +1,5% за I квартал).

Среди остальных платных услуг есть те, от которых нельзя отказаться — жилищно-коммунальные. А далее следуют бытовые, услуги транспорта, связи, учреждений культуры, туризма, спорта, медицинские и оздоровительные, образовательные и некоторые другие.

При этом надо отметить, что статистика о платных услугах, в отличие от розничной торговли, а также ресторанов, кафе и баров, не содержит одного «маленького» уточнения — «в сопоставимых ценах». То есть и так невысокая годовая динамика их роста с поправкой на инфляцию (5,2% и в апреле, и за четыре месяца 2019 г.) реально, вероятнее всего, находится в отрицательной зоне.

И это подсказывает, что если не все, то далеко не всем так хорошо в текущей экономической ситуации.

Динамика оборота розничной торговли в январе — апреле 2019 г.

Млрд руб.

В % к соответствующему периоду 2018 г.

к предыдущему периоду

Январь

2500,7

101,9

74,9

Февраль

2446,0

102,0

97,4

Март

2668,0

101,6

108,7

I квартал

7614,7

101,8

84,6

Апрель

2636,4

101,2

98,5

Январь — апрель

10251,1

101,7

Динамика оборота общественного питания в январе — апреле 2019 г.

Млрд руб.

В % к соответствующему периоду 2018 г.

к предыдущему периоду

Январь

112,2

105,8

76,8

Февраль

108,4

104,5

96,5

Март

113,9

103,5

104,9

I квартал

334,5

104,6

82,5

Апрель

117,2

103,7

102,8

Январь

121,0

104,6

77,9

Февраль

118,2

105,6

97,4

Март

126,4

107,3

106,7

I квартал

365,6

105,8

84,9

Апрель

128,2

105,7

101,2

Январь — апрель

493,8

105,8

Источник: Росстат