Согласно данным официальной статистики, рост оборота розничной торговли замедляется, динамика объема платных услуг населению с поправкой на инфляцию, вероятно, вообще отрицательная, а вот оборот общественного питания (рестораны, кафе и бары) растет уверенно. И это подсказывает, что если не все, то не всем так плохо в текущей экономической ситуации, как об этом говорит статистика о снижении доходов населения.
С начала оговоримся, что информация Росстата о розничной торговле за январь — апрель нынешнего года в значительной мере посвящена розничным рынкам, несмотря на затухание их роли в рознице. Но это планово, поэтому не стоит удивляться некоторому повышенному к ним вниманию.
Как рынкам и предначертано
Оборот розничной торговли в апреле 2019 г., по данным Росстата, составил 2636,4 млрд руб., или 101,2% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе — апреле 2019 г. — 10251,1 млрд руб., или 101,7%.
Обращает на себя внимание затухающая динамика роста розницы в годовом измерении — +1,9% в январе, +2,0% — в феврале, +1,6% — в марте и +1,8% — в среднем за I квартал. Для сравнения напомним, насколько бодрее выглядел розничный оборот в январе — апреле 2018 г. — +3,0, 2,1, 3,0, и 3,2% соответственно, за I квартал — +2,7, за четыре месяца — +2,8%.
Конечно, на растущей сравнительной базе показывать сопоставимую динамику сложнее, но бесспорно и то, что запала для поддержания роста нет — как ранее Росстат информировал, реальные располагаемые денежные доходы населения в годовом сопоставлении продолжили снижение и в I квартале текущего года сократились на 2,3%.
В апреле 2019 г., продолжает статведомство, оборот розничной торговли на 94,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 5,4% (в апреле 2018 г. — 94,4 и 5,6% соответственно).
К этому нужно добавить, что если у розницы в целом и торгующих организаций оборот с торможением, но растет, то у рынков он год к году уверенно отрицательный — –2,5% в апреле и –3,1% за четыре месяца.
И это логично, поскольку число розничных рынков продолжает снижаться. На 1 апреля 2019 г. на территории России функционировало 996 розничных рынков, что на 64 меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года.
Распределение торговых мест на розничных рынках на 1 апреля 2019 г. по сравнению с 1 апреля 2018 г. изменилось в сторону увеличения доли мест на специализированных рынках по продаже строительных материалов и сельскохозяйственных рынках.
На 1 апреля 2019 г. функционировало 249 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 147 рынков, или 59,0% от общего числа (на 1 апреля 2018 г. — 61,5%).
Заметим, что одним из инструментов борьбы с «рыночной стихией» было условие перевода под капитальные «крыши». А в информации Росстата годичной давности говорится, что на 1 апреля 2018 г. функционировало 260 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 160 рынков, или 61,5% от общего числа (на 1 апреля 2017 г. — 63,1%).
Уровень фактического использования торговых мест на рынках на 1 апреля 2019 г. в среднем по Российской Федерации составил 65,1%, что ниже, чем на аналогичную дату 2018 г. и на 1 января 2019 г., констатирует статведомство.
Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. На 1 апреля 2019 г. на них вели деятельность 106,6 тыс. «индивидуалов» (на 1 января 2019 г. — 110,5 тыс.).
Розничные торговые сети в рассматриваемом периоде формировали в среднем по России 34,4% общего объема оборота розничной торговли (в I квартале 2018 г. — 32,2%).
В апреле 2019 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,3%, непродовольственных товаров — 51,7% (48,4 и 51,6% соответственно годом ранее).
Не только цветом красивы коньяк и пиво
Отдельного внимания заслуживает продажа алкогольных напитков населению. Росстат, как всегда при помощи Росалкогольрегулирования, начал фиксировать увеличение их реализации — в I квартале текущего года напитков в абсолютном алкоголе продано 19,6 млн декалитров, что в годовом выражении на 2,1% больше (для сравнения: в I квартале 2018 г. — –2,5%). Однозначно утверждать, что народу опять потяжелело и он вернулся к испытанному способу ухода от реалий, думается, не стоит — здесь может сказаться и усиление тотального контроля за производством и реализацией алкоголя.
А стоит обратить внимание на своеобразие данного роста. Его обеспечили увеличение год к году реализации коньяка на 7,4% и пива — на 5,0%. Продажи водки и ликероводочных изделий, винодельческой продукции (из нее лишь вино — +0,8%) и вин игристых и шампанских не выросли.
По этому поводу обывательское суждение может состоять в том, что граждане с кошельками потуже налегли на коньяк, а народ попроще ударил по пиву. Но это сомнительный расклад. Помнится, в не столь далекий период отчаянной борьбы с накрывшей страну новой напастью — «пивным алкоголизмом» — акцизы на пенистый напиток довели до такого уровня, что по шкале «цена/градусы» среднему потребителю алкоголя куда выгоднее было покупать водку и даже коньяки вплоть до среднего ценового ряда. Литр «знаменитого» в советские времена портвейна «Три кола» стал стоить дешевле литра приличного пива. Так что разводить по разным концам потребителей коньяка и пива, пожалуй, не следует — вероятно, выпивают они где-то рядом, а то и вместе. Может быть, за то, что жизнь непростая, но жить можно.
Наши люди в рестораны ходят, но…
В булочную на такси наши люди по-прежнему не ездят — скорее ездят они за продуктами на собственных авто. А вот рестораны, кафе и бары, судя по статистике, они посещают относительно охотно. Оборот общественного питания, по данным Росстата, в апреле 2019 г. составил 128,2 млрд руб., или 105,7% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе — апреле 2019 г. — 493,8 млрд руб., или 105,8%.
Причем в отличие от розничной торговли динамика роста оборота в годовом измерении в данной сфере услуг с января по апрель текущего года укреплялась — +4,6, 5,6, 7,3 и 5,7% соответственно, в среднем за квартал и четыре месяца — +5,8%. Выбивается из общего ряда мартовский прирост, но этот месяц по известной причине особенный — возможно, праздновали в этот раз щедрее, чем год назад. Отметим, что и в январе — апреле 2018 г. динамика была приличной, но немного скромнее.
Однако посещение мест «общественного питания» — не самый яркий индикатор материального благополучия общества в целом. Объем оборота ресторанов, кафе и баров в январе — апреле текущего года уступил розничной торговле 95,2%, а платным услугам населению — 84,6%.
И последние, пожалуй, более информативны относительно реальных возможностей населения тратить деньги, поскольку в непростой экономической ситуации люди в сфере потребления в первую очередь экономят на платных услугах. При этом нужно напомнить, что статистики в перечень последних включают розничную торговлю и общественное питание, но их оборот представляют отдельно. А без него (а также услуг банков) объем в январе — апреле 2019 г. увеличился в годовом выражении на 1,2% (с понижением динамики — +1,5% за I квартал).
Среди остальных платных услуг есть те, от которых нельзя отказаться — жилищно-коммунальные. А далее следуют бытовые, услуги транспорта, связи, учреждений культуры, туризма, спорта, медицинские и оздоровительные, образовательные и некоторые другие.
При этом надо отметить, что статистика о платных услугах, в отличие от розничной торговли, а также ресторанов, кафе и баров, не содержит одного «маленького» уточнения — «в сопоставимых ценах». То есть и так невысокая годовая динамика их роста с поправкой на инфляцию (5,2% и в апреле, и за четыре месяца 2019 г.) реально, вероятнее всего, находится в отрицательной зоне.
И это подсказывает, что если не все, то далеко не всем так хорошо в текущей экономической ситуации.
Динамика оборота розничной торговли в январе — апреле 2019 г.
|
Млрд руб. |
В % к соответствующему периоду 2018 г. |
к предыдущему периоду |
Январь |
2500,7 |
101,9 |
74,9 |
Февраль |
2446,0 |
102,0 |
97,4 |
Март |
2668,0 |
101,6 |
108,7 |
I квартал |
7614,7 |
101,8 |
84,6 |
Апрель |
2636,4 |
101,2 |
98,5 |
Январь — апрель |
10251,1 |
101,7 |
|
Динамика оборота общественного питания в январе — апреле 2019 г.
|
Млрд руб. |
В % к соответствующему периоду 2018 г. |
к предыдущему периоду |
Январь |
112,2 |
105,8 |
76,8 |
Февраль |
108,4 |
104,5 |
96,5 |
Март |
113,9 |
103,5 |
104,9 |
I квартал |
334,5 |
104,6 |
82,5 |
Апрель |
117,2 |
103,7 |
102,8 |
Январь |
121,0 |
104,6 |
77,9 |
Февраль |
118,2 |
105,6 |
97,4 |
Март |
126,4 |
107,3 |
106,7 |
I квартал |
365,6 |
105,8 |
84,9 |
Апрель |
128,2 |
105,7 |
101,2 |
Январь — апрель |
493,8 |
105,8 |
|
Источник: Росстат