Центральный банк России представил на общественное обсуждение проект новой редакции Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договорам ОСАГО. В первую очередь регулятор намерен заставить Российский союз страховщиков вдвое чаще обновлять справочники средней стоимости запчастей. Более того, справочники будут актуализированы для каждого из регионов Российской Федерации.
Проект новой Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт автомобиля по ОСАГО разместил на regulation.gov.ru ЦБ РФ (ID проекта 04/15/06-19/00091910). Напомним, что на основании этой методики рассчитывается размер расходов на ремонт автомобиля и выплат возмещения по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. Документом обязан руководствоваться Российский союз автостраховщиков (РСА), который создает справочник средней стоимости запчастей для выплат по ОСАГО. Существующий порядок вещей часто не позволяет адекватно оценивать ущерб, на возмещение которого рассчитывают потребители страховых услуг. Проблема несоответствия цен, указанных в справочниках, рыночным реалиям неоднократно являлась причиной споров и судебных разбирательств.
Так, Верховный суд РФ в Определении от 16.03.2018 № 306-КГ17-17947 говорил об антиконкурентном поведении коллективного представителя продавцов финансовых услуг на рынке ОСАГО. Подтвердил он свое мнение и в обзоре судебной практики от 14.11.2018 № 3 (2018), упомянув то же самое дело. В этом деле РСА просил отменить предписание УФАС по Республике Татарстан, в котором союз обвинялся в использовании доминирующего положения на рынке ОСАГО и занижении цен в справочниках. Антимонопольное ведомство указало, что в справочнике реальные рыночные цены на запчасти занижены в среднем на 30%, на материалы — на 25%. Тогда ВС РФ подтвердил законность решения антимонопольного органа, который предписал сформировать справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ в строгом соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая была утверждена Банком России 19.09.2014.
И хотя РСА вынуждена была выполнить предписание антимонопольного органа, крайне острая проблема адекватности цен на запчасти, продолжающая вызывать массу претензий к страховщикам, требовала новых решений. Их и предлагает ЦБ РФ. При подготовке новой редакции методики Центробанк учел правоприменительную практику и предложения, которые поступили от страховщиков, экспертных организаций, дилеров, автопроизводителей, федеральных органов исполнительной власти.
Если проект станет нормативным актом, то справочники будут создаваться отдельно для каждого региона страны и обновляться будут раз в три месяца (сейчас РСА делает это раз в полгода). Перед каждой публикацией новых справочников РСА должен будет разместить ее на своем сайте и собрать замечания экспертов. Профессиональное объединение страховщиков рассматривает поступившие от экспертов-техников (экспертных организаций) замечания и предложения в части установленных цен в проектах справочников. Срок направления замечаний не может превышать 14 календарных дней со дня обеспечения доступа к информации в проектах справочников.
Проектом уточнены источники получения информации о стоимости запчастей, скорректирован порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник. В отдельных случаях, например, когда цены в справочнике и на рынке разнятся совсем уж вопиющим образом, эксперту-технику будет разрешено самостоятельно изучить формирование стоимости запчасти.