Не везде любые дороги дороги

| статьи | печать

Росстат представил данные о протяженности путей сообщения и ее изменении в России в 2018 г. Главный прирост им обеспечили автомобильные дороги общего пользования и метрополитен (Московский в первую голову). Этим статведомство дало также повод в очередной раз заглянуть в международные сравнения по части автодорог. России их еще строить и строить, но данные по отдельным, отнюдь не бедным, странам говорят, что просто закатывать километры в асфальт нецелесообразно.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2018 г. выросла на 21,6 тыс. км (на 1,4%) по сравнению с 2017 г. и составила 1529,4 тыс. км. Более половины общего прироста было обеспечено за счет автомобильных дорог с твердым покрытием, доля которых в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет более 70%. Их протяженность в 2018 г. увеличилась на 12,0 тыс. км (с 1 млн 64 тыс. км в 2017 г. до 1 млн 76 тыс. км в 2018 г.).

У метрополитена эксплуатационная длина путей выросла с 541,8 км в 2017 г. до 581,9 км в 2018 г., что, поясняет Росстат, связано главным образом с открытием новых участков линий Московского метро. Длина трамвайных путей и троллейбусных линий сократилась на 23,3 и 100,8 км соответственно в связи с закрытием ряда маршрутов.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования увеличилась за рассматриваемый период на 79,7 км и достигла в 2018 г. 86,6 тыс. км.

Протяженность магистральных нефтепроводов составила 53,4 тыс. км, сохранившись на уровне 2017 г. Длина магистральных нефтепродуктопроводов уменьшилась на 155,1 км в результате списания с баланса или демонтажа отключенных и неэксплуатируемых участков трубопроводов. Протяженность магистральных газопроводов, используемых для коммерческой транспортировки газа, уменьшилась на 557,5 км в связи с изменением числа организаций, осуществляющих транспортировку природного газа.

Той же по сравнению с 2017 г. осталась и протяженность внутренних судоходных путей — 101,5 тыс. км, сообщил Росстат.

Его табличные данные с 2000 г. позволяют провести сравнения на девятнадцатилетнем отрезке, что интересно, если учесть в этом насыщенном периоде пару экономиче-ских кризисов.

Все путем. Автомобильным

Нужно отметить, динамика протяженности путей сообщения практически не реагировала на кризисные отрезки в экономике нового тысячелетия — хозяйство крепкое, инерционное, по составляющим либо не менялось, либо даже чуть улучшалось. А относительно 2000 г. перемены по итогам 2018 г. следующие:

  • эксплуатационная длина железных дорог увеличилась с 86,1 тыс. км до 86,6 тыс., или на 0,6%;

  • протяженность автомобильных дорог общего пользования — с 584,4 тыс. км до 1529,4 тыс., +161,7% (в 2,6 раза), в том числе с твердым покрытием — 532,4 тыс. км и 1076,0 тыс. соответственно, +102,1% (в два раза);

  • эксплуатационная длина трамвайных путей — 3,0 тыс. км и 2,4 тыс., –20,0%;

  • эксплуатационная длина троллейбусных путей — 4,8 тыс. км и 5,1 тыс., +6,25%;

  • эксплуатационная длина путей метрополитена — 0,405 тыс. км и 0,582 тыс., +43,7%;

  • протяженность газопроводов — 151,7 тыс. км и 179,3 тыс., +18,2%;

  • протяженность нефтепроводов — 48,4 тыс. км и 53,4 тыс., +10,3%;

  • протяженность нефтепродуктопроводов — 14,9 тыс. км и 17,1 тыс., +14,8%;

  • протяженность внутренних водных судоходных путей — 86,4 тыс. км и 101,5 тыс., +17,5%.

С уважением к сноскам под таблицей Росстата, содержащей представленные данные, нужно учесть, что с 2012 г. в протяженность автодорог общего пользования стали включать длину улиц, а с 2011 г. в отношении магистральных нефтепродуктопроводов — их протяженность на территории иностранных государств. Поэтому справедливо дать хотя бы относительный прирост по данным путям сообщения к названным годам — +19,6 и –12,3% соответственно.

Надо полагать, что к проведенной в России зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г. многие новые автодороги строились по самым высоким стандартам качества, как и ремонтировались старые. Посмотрим, как обстоят дела с качеством дорог в целом по стране.

Длине бы и качество

Статистика не подтверждает бытующее мнение, что по дорожной сети лучше всего в стране обустроена самая обжитая — Центральная Россия. По совокупной протяженности дорог общего пользования, да, Центральный федеральный округ лидирует — 351835,2 км, но лишь немного по этому показателю ему уступает Приволжский ФО — 351388,4 км.

А ведь кроме длины не меньшее значение имеет качество дорог. По доле же автодорог общего пользования с твердым покрытием в общей их протяженности у ЦФО этот показатель (67,3%) ниже среднероссийского (70,4%) и опережает только аналог Дальневосточного федерального округа (66,3%). В Северо-Западном ФО он составляет 72,6%, в Южном — 74,3, Северо-Кавказском — 78,4, Приволжском — 68,4, Уральском — 74,4 и Сибирском ФО — 71,5%.

Другое дело, что по удельному весу автодорог с усовершенствованным покрытием среди «твердых» дорог ЦФО лидирует — 75,1% против среднероссийских 62,2%. Однако лишь немного по этому показателю Центру уступили ЮФО (73,1%) и УФО (74,9%). Выше среднего он у ПФО (65,7%), а ниже — в СЗФО (53,9%), СКФО (50,1%), СФО (48,2%) и ДФО (36,7%).

Кстати, и по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием (км на 1000 кв. км территории) Центральный федеральный округ уступил Северо-Кавказскому — 364 и 406 км соответственно. Но этот показатель сильно зависит не только от экономических возможностей региона и внимания к его инфраструктуре со стороны местной и центральной власти, но и от площади и плотности населения территории, природно-климатических условий — количества и обширности, скажем так, «медвежьих углов». Потому в Дальневосточном ФО он составляет по результатам 2018 г. всего 12 км, в Сибирском — 37, Уральском — 42, Северо-Западном ФО — 62. У более гармоничных с точки зрения экономики, площади, заселенности и климатической привлекательности Южного и Приволжского федеральных округов — 235 и 232 км соответственно.

Данную зависимость подтверждают и международные сравнения.

Россия — не Швейцария, но и не Эстония

Из представленной таблицы видно, что у средних и небольших по площади, экономически крепких стран с несуровым климатом доля автодорог с твердым покрытием максимальна — Австрия, Великобритания, Дания, Ирландия, Словакия, Франция, Швейцария, Израиль. В то же время, например, у Эстонии и Литвы, которые, казалось бы, можно все асфальтом покрыть, данный показатель, пусть и семилетней давности, составляет всего 18,2 и 30,1% соответственно, у Греции (согласно сноске, в 2010 г.) — 35,4%.

Справедливо при этом очевидное замечание, что есть и небогатые страны, у которых доля «твердых» дорог высока. Например, Республика Молдова (96,4%), Украина (97,8%). Верно, только надо бы по их дорогам проехать — не всегда твердое покрытие бывает ровным.

А вообще, Россию надо бы сравнивать с крупными, более сопоставимыми странами. Считается, что по размеру территории, плотности населения, природно-климатическим условиям ближе всего к нам Канада. Но, как видим, даже Росстату не дался показатель удельного веса ее дорог с твердым покрытием. Хорошо бы помериться с Бразилией и безоговорочным чемпионом по продолжительности автодорог — США, однако и с ними та же история. А вот у Китая доля «твердых» дорог в 2011 г. (63,7%) была поменьше, чем в России в 2018-м — может, и догнал.

Стоит, пожалуй, вернуться к странам невеликого территориального масштаба, но близким нам по климату. Обратите внимание на рассматриваемый показатель у тесных соседей — Норвегии (80,7%), Финляндии (65,8%) и Швеции (всего-то 23,2%). По экономическим возможностям, думается, Швеция могла бы подтянуть свою долю дорог с твердым покрытием ближе к финской, а Финляндия — к норвежской. Вопрос, надо ли им это. Если хватает «углов», где лето скоротечно, а зимой дороги заметает и остаются одни направления, тянуть туда асфальто-бетон и поддерживать потом в нужном состоянии — «золотое» удовольствие.

Протяженность автомобильных дорог, на конец года

Год

Все дороги, тыс. км

из них с твердым покрытием

Плотность автомобильных дорог — всего, км дорог на 1000 км2 территории

тыс. км

в % от общей протяженности дорог

Россия

2017

1507,8

1063,9

70,6

88

Австрия

2014

126,8

...

100

1513

Беларусь

2017

102,4

88,6

86,5

493,2

Греция

2016

117,6

...

35,4

891,2

Дания

2016

74,6

100

1730

Ирландия

2016

98,9

...

100

1321

Литва

2016

85,4

30,1

1307

Норвегия

2016

95,0

...

80,7

293,5

Польша

2016

427,4

68,0

1367

Республика Молдова

2017

9,4

9,0

96,4

316,8

Словакия

2016

46,0

100

938,4

Велико­британия

2016

422,3

100

1739

Украина

2017

163,1

159,6

97,8

282,9

Финляндия

2016

111,8

65,8

330,6

Франция

2016

1103

100

2001

Швейцария

2012

73,0

...

100

1768

Швеция

2016

221,7

23,2

492,6

Эстония

2016

60,0

18,2

1327

Армения

2017

7,6

6,0

78,6

254,2

Вьетнам

2009

180,5

96,8

53,6

544,3

Израиль

2008

18,1

18,1

100

817,2

Казахстан

2017

95,4

81,8

85,8

35,0

Китай

2016

4696

...

63,7

489,2

Турция

2011

370,3

...

89,4

477,9

Япония

2015

1221

998

81,7

3231

Бразилия

2016

1571

...

184,5

Канада

2008

1208

...

...

121,2

США

2010

6572

682,5

Источник: Росстат