Росстат представил данные о протяженности путей сообщения и ее изменении в России в 2018 г. Главный прирост им обеспечили автомобильные дороги общего пользования и метрополитен (Московский в первую голову). Этим статведомство дало также повод в очередной раз заглянуть в международные сравнения по части автодорог. России их еще строить и строить, но данные по отдельным, отнюдь не бедным, странам говорят, что просто закатывать километры в асфальт нецелесообразно.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2018 г. выросла на 21,6 тыс. км (на 1,4%) по сравнению с 2017 г. и составила 1529,4 тыс. км. Более половины общего прироста было обеспечено за счет автомобильных дорог с твердым покрытием, доля которых в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет более 70%. Их протяженность в 2018 г. увеличилась на 12,0 тыс. км (с 1 млн 64 тыс. км в 2017 г. до 1 млн 76 тыс. км в 2018 г.).
У метрополитена эксплуатационная длина путей выросла с 541,8 км в 2017 г. до 581,9 км в 2018 г., что, поясняет Росстат, связано главным образом с открытием новых участков линий Московского метро. Длина трамвайных путей и троллейбусных линий сократилась на 23,3 и 100,8 км соответственно в связи с закрытием ряда маршрутов.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования увеличилась за рассматриваемый период на 79,7 км и достигла в 2018 г. 86,6 тыс. км.
Протяженность магистральных нефтепроводов составила 53,4 тыс. км, сохранившись на уровне 2017 г. Длина магистральных нефтепродуктопроводов уменьшилась на 155,1 км в результате списания с баланса или демонтажа отключенных и неэксплуатируемых участков трубопроводов. Протяженность магистральных газопроводов, используемых для коммерческой транспортировки газа, уменьшилась на 557,5 км в связи с изменением числа организаций, осуществляющих транспортировку природного газа.
Той же по сравнению с 2017 г. осталась и протяженность внутренних судоходных путей — 101,5 тыс. км, сообщил Росстат.
Его табличные данные с 2000 г. позволяют провести сравнения на девятнадцатилетнем отрезке, что интересно, если учесть в этом насыщенном периоде пару экономиче-ских кризисов.
Все путем. Автомобильным
Нужно отметить, динамика протяженности путей сообщения практически не реагировала на кризисные отрезки в экономике нового тысячелетия — хозяйство крепкое, инерционное, по составляющим либо не менялось, либо даже чуть улучшалось. А относительно 2000 г. перемены по итогам 2018 г. следующие:
-
эксплуатационная длина железных дорог увеличилась с 86,1 тыс. км до 86,6 тыс., или на 0,6%;
-
протяженность автомобильных дорог общего пользования — с 584,4 тыс. км до 1529,4 тыс., +161,7% (в 2,6 раза), в том числе с твердым покрытием — 532,4 тыс. км и 1076,0 тыс. соответственно, +102,1% (в два раза);
-
эксплуатационная длина трамвайных путей — 3,0 тыс. км и 2,4 тыс., –20,0%;
-
эксплуатационная длина троллейбусных путей — 4,8 тыс. км и 5,1 тыс., +6,25%;
-
эксплуатационная длина путей метрополитена — 0,405 тыс. км и 0,582 тыс., +43,7%;
-
протяженность газопроводов — 151,7 тыс. км и 179,3 тыс., +18,2%;
-
протяженность нефтепроводов — 48,4 тыс. км и 53,4 тыс., +10,3%;
-
протяженность нефтепродуктопроводов — 14,9 тыс. км и 17,1 тыс., +14,8%;
-
протяженность внутренних водных судоходных путей — 86,4 тыс. км и 101,5 тыс., +17,5%.
С уважением к сноскам под таблицей Росстата, содержащей представленные данные, нужно учесть, что с 2012 г. в протяженность автодорог общего пользования стали включать длину улиц, а с 2011 г. в отношении магистральных нефтепродуктопроводов — их протяженность на территории иностранных государств. Поэтому справедливо дать хотя бы относительный прирост по данным путям сообщения к названным годам — +19,6 и –12,3% соответственно.
Надо полагать, что к проведенной в России зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г. многие новые автодороги строились по самым высоким стандартам качества, как и ремонтировались старые. Посмотрим, как обстоят дела с качеством дорог в целом по стране.
Длине бы и качество
Статистика не подтверждает бытующее мнение, что по дорожной сети лучше всего в стране обустроена самая обжитая — Центральная Россия. По совокупной протяженности дорог общего пользования, да, Центральный федеральный округ лидирует — 351835,2 км, но лишь немного по этому показателю ему уступает Приволжский ФО — 351388,4 км.
А ведь кроме длины не меньшее значение имеет качество дорог. По доле же автодорог общего пользования с твердым покрытием в общей их протяженности у ЦФО этот показатель (67,3%) ниже среднероссийского (70,4%) и опережает только аналог Дальневосточного федерального округа (66,3%). В Северо-Западном ФО он составляет 72,6%, в Южном — 74,3, Северо-Кавказском — 78,4, Приволжском — 68,4, Уральском — 74,4 и Сибирском ФО — 71,5%.
Другое дело, что по удельному весу автодорог с усовершенствованным покрытием среди «твердых» дорог ЦФО лидирует — 75,1% против среднероссийских 62,2%. Однако лишь немного по этому показателю Центру уступили ЮФО (73,1%) и УФО (74,9%). Выше среднего он у ПФО (65,7%), а ниже — в СЗФО (53,9%), СКФО (50,1%), СФО (48,2%) и ДФО (36,7%).
Кстати, и по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием (км на 1000 кв. км территории) Центральный федеральный округ уступил Северо-Кавказскому — 364 и 406 км соответственно. Но этот показатель сильно зависит не только от экономических возможностей региона и внимания к его инфраструктуре со стороны местной и центральной власти, но и от площади и плотности населения территории, природно-климатических условий — количества и обширности, скажем так, «медвежьих углов». Потому в Дальневосточном ФО он составляет по результатам 2018 г. всего 12 км, в Сибирском — 37, Уральском — 42, Северо-Западном ФО — 62. У более гармоничных с точки зрения экономики, площади, заселенности и климатической привлекательности Южного и Приволжского федеральных округов — 235 и 232 км соответственно.
Данную зависимость подтверждают и международные сравнения.
Россия — не Швейцария, но и не Эстония
Из представленной таблицы видно, что у средних и небольших по площади, экономически крепких стран с несуровым климатом доля автодорог с твердым покрытием максимальна — Австрия, Великобритания, Дания, Ирландия, Словакия, Франция, Швейцария, Израиль. В то же время, например, у Эстонии и Литвы, которые, казалось бы, можно все асфальтом покрыть, данный показатель, пусть и семилетней давности, составляет всего 18,2 и 30,1% соответственно, у Греции (согласно сноске, в 2010 г.) — 35,4%.
Справедливо при этом очевидное замечание, что есть и небогатые страны, у которых доля «твердых» дорог высока. Например, Республика Молдова (96,4%), Украина (97,8%). Верно, только надо бы по их дорогам проехать — не всегда твердое покрытие бывает ровным.
А вообще, Россию надо бы сравнивать с крупными, более сопоставимыми странами. Считается, что по размеру территории, плотности населения, природно-климатическим условиям ближе всего к нам Канада. Но, как видим, даже Росстату не дался показатель удельного веса ее дорог с твердым покрытием. Хорошо бы помериться с Бразилией и безоговорочным чемпионом по продолжительности автодорог — США, однако и с ними та же история. А вот у Китая доля «твердых» дорог в 2011 г. (63,7%) была поменьше, чем в России в 2018-м — может, и догнал.
Стоит, пожалуй, вернуться к странам невеликого территориального масштаба, но близким нам по климату. Обратите внимание на рассматриваемый показатель у тесных соседей — Норвегии (80,7%), Финляндии (65,8%) и Швеции (всего-то 23,2%). По экономическим возможностям, думается, Швеция могла бы подтянуть свою долю дорог с твердым покрытием ближе к финской, а Финляндия — к норвежской. Вопрос, надо ли им это. Если хватает «углов», где лето скоротечно, а зимой дороги заметает и остаются одни направления, тянуть туда асфальто-бетон и поддерживать потом в нужном состоянии — «золотое» удовольствие.
Протяженность автомобильных дорог, на конец года
|
Год |
Все дороги, тыс. км |
из них с твердым покрытием |
Плотность автомобильных дорог — всего, км дорог на 1000 км2 территории |
|
---|---|---|---|---|---|
тыс. км |
в % от общей протяженности дорог |
||||
Россия |
2017 |
1507,8 |
1063,9 |
70,6 |
88 |
Австрия |
2014 |
126,8 |
... |
100 |
1513 |
Беларусь |
2017 |
102,4 |
88,6 |
86,5 |
493,2 |
Греция |
2016 |
117,6 |
... |
35,4 |
891,2 |
Дания |
2016 |
74,6 |
… |
100 |
1730 |
Ирландия |
2016 |
98,9 |
... |
100 |
1321 |
Литва |
2016 |
85,4 |
… |
30,1 |
1307 |
Норвегия |
2016 |
95,0 |
... |
80,7 |
293,5 |
Польша |
2016 |
427,4 |
… |
68,0 |
1367 |
Республика Молдова |
2017 |
9,4 |
9,0 |
96,4 |
316,8 |
Словакия |
2016 |
46,0 |
… |
100 |
938,4 |
Великобритания |
2016 |
422,3 |
… |
100 |
1739 |
Украина |
2017 |
163,1 |
159,6 |
97,8 |
282,9 |
Финляндия |
2016 |
111,8 |
… |
65,8 |
330,6 |
Франция |
2016 |
1103 |
… |
100 |
2001 |
Швейцария |
2012 |
73,0 |
... |
100 |
1768 |
Швеция |
2016 |
221,7 |
… |
23,2 |
492,6 |
Эстония |
2016 |
60,0 |
… |
18,2 |
1327 |
Армения |
2017 |
7,6 |
6,0 |
78,6 |
254,2 |
Вьетнам |
2009 |
180,5 |
96,8 |
53,6 |
544,3 |
Израиль |
2008 |
18,1 |
18,1 |
100 |
817,2 |
Казахстан |
2017 |
95,4 |
81,8 |
85,8 |
35,0 |
Китай |
2016 |
4696 |
... |
63,7 |
489,2 |
Турция |
2011 |
370,3 |
... |
89,4 |
477,9 |
Япония |
2015 |
1221 |
998 |
81,7 |
3231 |
Бразилия |
2016 |
1571 |
... |
… |
184,5 |
Канада |
2008 |
1208 |
... |
... |
121,2 |
США |
2010 |
6572 |
… |
… |
682,5 |
Источник: Росстат |