Любопытную тенденцию отслеживают авторы очередного «Мониторинга экономической ситуации в России» (подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Минэкономразвития России). Все регионы старательно сокращают расходы и увеличивают собираемость налогов в стремлении отрапортовать, что финансы будут в срок готовы к употреблению для финансирования мероприятий в рамках национальных проектов.
Ученые отмечают, что по итогам четырех месяцев 2019 г. сохранилась тенденция относительно высоких темпов роста доходов и более низких темпов роста расходов консолидированных бюджетов регионов. Это позволяет, пишут авторы мониторинга, даже наименее обеспеченным регионам сокращать долговую нагрузку. Но главное — это дает надежду скопить денег, чтобы после потратить их на нацпроекты.
Доходы
По итогам четырех месяцев 2019 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 22,6%, что выше темпов инфляции за тот же период, а также динамики доходов в целом за 2018 г. (115,2%). После такого оптимистичного заявления ученые оговариваются, что пока рано говорить о тенденциях к увеличению темпов роста доходов субъектов РФ, о чем свидетельствуют предварительные оценки исполнения региональных бюджетов в мае 2019 г. (по итогам пяти месяцев 2019 г. рост составил 114,7%). В 84 регионах доходы консолидированного бюджета за четыре месяца 2019 г. превысили уровень соответствующего периода 2018 г. Лишь в Республике Башкортостан доходы не выросли (94,0% от прошлогоднего уровня), что, впрочем, является следствием коррекции после необычно высоких темпов роста доходов за четыре месяца 2018 г. по сравнению с тем же периодом 2017 г. (139,1%). Таким образом, в начале 2019 г. в России не было регионов, испытывавших серьезные проблемы с уровнем бюджетных доходов. Этот вывод подтверждается и предварительными данными об исполнении региональных бюджетов за пять месяцев 2019 г., в соответствии с которыми только пять регионов имели отрицательные темпы прироста бюджетных доходов.
Источники
Все основные доходные источники (с долей в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов не ниже 5%) демонстрировали положительную динамику в январе — апреле 2019 г. Рост поступлений налога на прибыль организаций составил 146,6%, НДФЛ — 110,1%, акцизов — 125,7%, налогов на совокупный доход — 116,4%, налога на имущество организаций — 109,4%, неналоговых доходов — 111,5%, дотаций из федерального бюджета — 118,0%. Высокие темпы роста поступлений налога на прибыль были связаны с апрельским скачком, когда его поступления выросли более чем в три раза по сравнению с апрелем 2018 г. Основными источниками доходов в январе — апреле 2019 г. по-прежнему оставались налог на прибыль организаций (31,8% общего объема доходов) и налог на доходы физических лиц (26,2%).
При сохранении прежних темпов роста до конца текущего года впервые с 2008 г. поступления налога на прибыль в консолидированные бюджеты регионов могут превысить объем поступлений НДФЛ.
Среди федеральных округов лидерами по темпам роста доходов по итогам четырех месяцев 2019 г. стали Дальневосточный и Уральский федеральные округа (соответственно 131,4 и 128,7%). Наиболее низкие темпы у Приволжского (114,3%) и Южного (116,1%) федеральных округов. Авторы исследования отмечают небольшой рост дифференциации доходов между богатыми и бедными регионами. Темпы роста доходов высокообеспеченных (13 субъектов, не получающих в 2019 г. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), среднеобеспеченных (41 субъект) и низкообеспеченных (31 субъект) субъектов за первые четыре месяца 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составили соответственно 127,5, 118,2 и 118,8%. Данные по темпам роста налоговых и неналоговых доходов — соответственно 127,0, 119,2 и 114,6%. В исследовании так объясняется эта ситуация: «Увеличение разрыва в уровне собственных доходов между богатыми и бедными регионами в начале 2019 г. является продолжением тенденции, сложившейся в 2017—2018 гг. и свидетельствует о том, что проблема регионального фискального неравенства в России не только сохраняется, но продолжает усугубляться».
Расходы
Темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за четыре месяца 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составили 112,7%, что также выше уровня инфляции. Прирост расходов наблюдался в 75 регионах, а в 64 из них он превысил инфляцию за аналогичный период. Самые низкие темпы роста — в Северо-Кавказском федеральном округе (104,2%). Лидером среди федеральных округов по росту бюджетных расходов за рассматриваемый период стал Центральный федеральный округ (117,4%), высокие показатели которого во многом достигнуты из-за роста расходов Москвы (119,9%).
Превышение темпов роста доходов над расходами является продолжением тенденции 2018 г. Регионы не спешат тратить дополнительные финансовые ресурсы, полученные в результате опережающего роста доходов, продолжая проводить жесткую бюджетную политику и погашая государственный долг. «Возможно, часть дополнительных доходов будет потрачена на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов, но поскольку они в значительной степени носят инвестиционный характер, то соответствующие расходы будут производиться ближе к концу года», — полагают авторы исследования.
Опережающая динамика бюджетных доходов отразилась на расходах на обслуживание государственного и муниципального долга. Их доля в структуре расходов продолжала снижаться и составила по итогам четырех месяцев 2019 г. 1,0%. Это минимальное значение в соответствующий период за последние шесть лет. Снижение продемонстрировали также расходы на охрану окружающей среды (81,2% от прошлогоднего уровня). Остальные расходы по основным разделам бюджетной классификации увеличились. Наиболее высокими темпами росли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (127,9%), средства массовой информации (124,5%) и поддержку экономики (114,4%).
Госдолг сокращается
Государственный долг субъектов Российской Федерации в начале 2019 г. продолжал сокращаться и к концу апреля 2019 г. по сравнению с началом года снизился на 7,3%, а по сравнению с апрелем 2018 г. — на 7,2%, до 2,04 трлн руб., говорится в «Мониторинге». Как и в 2018 г., этому способствовали опережающий рост доходов, а также ограничительные меры, предпринимаемые Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики. С апреля 2018 г. по апрель 2019 г. государственный долг сократился у 73 субъектов РФ, а вырос у 12. Лидерами по снижению долга за данный период стали Краснодарский край (–19,9 млрд руб.), Воронежская (–12,1 млрд руб.) и Архангельская (–9,4 млрд руб.) области, а лидерами роста — Московская область (28,9 млрд руб.), Хабаровский край (7,3 млрд руб.) и Свердловская область (4,5 млрд руб.). Максимальные темпы снижения государственного долга показали Воронежская область (–45,4%), Ненецкий (–35,5%) и Ямало-Ненецкий (–35,5%) автономные округа, а максимальные темпы прироста — Тюменская область (159,0%), Московская область (29,9%) и Хабаровский край (16,1%).
Что касается различий в динамике государственного долга богатых и бедных регионов, то темпы его роста в низкообеспеченных регионах оказались самыми низкими, что способствовало уменьшению долговой нагрузки этой группы российских территорий. По предварительным оценкам, отношение государственного долга регионов на 1 мая 2019 г. по сравнению с 1 мая 2018 г. к их налоговым и неналоговым доходам снизилось с 25,3 до 21,8%, что является минимальным уровнем за последние 10 лет. Сократилось и число регионов с высокой долговой нагрузкой. На 1 мая 2019 г. осталось два региона, отношение государственного долга которых к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов превышало 100%: Костромская область (104,7%) и Республика Мордовия (224,3%) (на 1 мая 2018 г. их было три). Если Костромская область близка к выходу из этой группы, то Республике Мордовия удается лишь остановить рост долговой нагрузки, но не сократить ее.
В конце апреля 2019 г. в структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладали бюджетные кредиты, доля которых составила 48,1%. Доля кредитов кредитных организаций за период с апреля 2018 г. по апрель 2019 г. практически не изменилась и составила 21,6%, а доля ценных бумаг продолжала расти и достигла 26,6% от всего объема госдолга регионов.
Динамика доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в январе — апреле 2019 г, % к соответствующему периоду 2018 г.
Доходы, всего |
23 |
Расходы, всего |
13 |
Налог на прибыль |
47 |
Национальная экономика |
14 |
НДС |
10 |
Образование |
13 |
Налог на имущество |
9 |
Здравоохранение |
10 |
Трансферты |
21 |
Социальная политика |
12 |
Функциональная структура и динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, %
Структура расходов |
Прирост |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2017 |
2019/2018 |
|
Общегосударственные вопросы |
6,2 |
6,5 |
6,6 |
29,2 |
14,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
26,5 |
14,1 |
Национальная экономика |
15,1 |
14,8 |
15,0 |
21,5 |
14,4 |
в том числе: сельское хозяйство и рыболовство |
2,6 |
2,2 |
1,9 |
–7,3 |
0,5 |
транспорт |
3,8 |
3,7 |
3,4 |
9,4 |
3,3 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
20,0 |
11,3 |
прочие вопросы в области национальной экономики |
3,5 |
3,7 |
4,5 |
57,5 |
38,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
8,4 |
7,8 |
8,9 |
29,7 |
27,9 |
Охрана окружающей среды |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
12,3 |
–19,8 |
Образование |
28,7 |
28,0 |
27,5 |
16,9 |
10,7 |
в том числе: дошкольное образование |
8,0 |
7,8 |
7,6 |
15,7 |
10,8 |
общее образование |
14,1 |
13,5 |
13,5 |
16,4 |
12,8 |
среднее профессиональное образование |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
20,8 |
10,7 |
прочие вопросы в области образования |
4,2 |
4,5 |
4,1 |
18,8 |
4,0 |
Культура, кинематография |
3,6 |
4,0 |
4,0 |
35,7 |
11,1 |
Здравоохранение |
7,9 |
8,4 |
8,2 |
26,7 |
10,3 |
Социальная политика |
24,5 |
25,0 |
24,7 |
23,2 |
11,7 |
Физическая культура и спорт |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
22,2 |
7,7 |
Средства массовой информации |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
37,6 |
24,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1,7 |
1,3 |
1,0 |
–24,6 |
–8,2 |
Расходы, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
22,0 |
12,7 |
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства |
К сведению
Профессор Наталья Зубаревич о бюджетах регионов в первые четыре месяца:
«При некотором росте промышленного производства почти не выросли инвестиции, но усилилась их концентрация в регионах с агломерационными и ресурсными преимуществами. В большинстве федеральных округов продолжалось сокращение ввода жилья. Бюджеты регионов стали более благополучными благодаря росту поступлений налога на прибыль и трансфертов, однако усиливается поляризация — бюджетных денег стало больше у самых богатых регионов.
Темпы роста промышленности в январе — апреле 2019 г. увеличились по сравнению с динамикой 2018 г. за тот же период (2,8 и 1,8% соответственно). Несколько сократилось число регионов, в которых снижалось производство (с 20 до 18). В обрабатывающей промышленности рост слабее, чем в целом по промышленности, — 2,2%, а регионов со спадом больше — 24.
Роста инвестиций в I квартале 2019 г. почти не было (+0,5%). Данные за этот период по регионам не очень показательны, более информативна агрегированная динамика по федеральным округам. Только в двух федеральных округах инвестиции росли: в Центральном ФО — на 16%, в основном за счет роста в Москве почти на 26% (на столицу приходится более половины всех инвестиций в ЦФО), и в Сибирском — на 13%, основной вклад внесли Иркутская, Кемеровская и Омская области. Во всех остальных федеральных округах инвестиции сокращались.
Динамика реальных денежных доходов населения регионов за I квартал 2019 г. рассчитана Росстатом по новой методологии, но без скорректированного ряда данных за прошлые периоды. Изменение методологии не улучшило показатели: в целом по стране спад доходов продолжался (–2,3% в I квартале 2019 г.). Негативную динамику имели все федеральные округа, разница только в темпах».