Кому лицензия больше не нужна
Законодатели внесли поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно им с 28 июня 2019 г. не признается лицензируемой деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (подп. 38 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ признан утратившим силу).
При этом лицензии на осуществление указанной деятельности, выданные до дня вступления в силу вышеназванных поправок, прекращают свое действие.
(Федеральный закон от 17.06.2019 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ◊О лицензировании отдельных видов деятельности“»)
Внесены изменения в ПБУ 16/02
Специалисты Минфина России откорректировали ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Новации начнут действовать с отчетности за 2020 г. Обозначим основные нововведения.
ПБУ 16/02 устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами. В новой редакции абз. 2 п. 1 сказано, что данное ПБУ применяют некоммерческие организации (за исключением государственных, муниципальных учреждений) при раскрытии информации о прекращении использования отдельных активов, которые считаются долгосрочными активами к продаже.
Введено понятие «долгосрочный актив к продаже». Под ним понимается объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается (принято соответствующее решение руководства, начаты действия по подготовке актива к продаже, заключено соглашение о продаже, другое). Долгосрочными активами к продаже считаются также предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов.
Долгосрочные активы к продаже учитываются в составе оборотных активов обособленно от других активов. При этом внеоборотные активы, использование которых временно прекращено, не считаются долгосрочными активами к продаже (новый п. 10.1).
Долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого внеоборотного актива на момент его переклассификации в долгосрочный актив к продаже. Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов (новый п. 10.2).
Уточнено понятие «информация по прекращаемой деятельности», содержащееся в п. 4 ПБУ 16/02. Под информацией по прекращаемой деятельности понимается также информация о прекращении использования отдельных активов, если такие активы считаются долгосрочными активами к продаже.
Уведомление о невозможности представить документы
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ налоговики имеют право истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Если налогоплательщик не может выполнить требование ревизоров в течение установленного срока, он должен уведомить налоговый орган о невозможности представления документов с указанием причин. Такое уведомление может быть передано налоговикам, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом форму и формат указанного уведомления утверждает налоговая служба.
Ранее форма уведомления была утверждена приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. Налоговики решили обновить ее.
В информации, подготовленной специалистами ФНС России по вопросам использования новой формы уведомления, указано следующее. С помощью обновленной формы налогоплательщик с 10 июня 2019 г. может сообщить об обстоятельствах, которые не позволяют ему представить документы в срок. Например, документы утрачены или изъяты правоохранительными органами. Кроме того, в уведомлении можно указать обстоятельства, при которых НК РФ разрешает не представлять требуемые документы.
Устаревшая форма такого уведомления, а также рекомендуемая форма, приведенная в приложении к письму ФНС России от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@, с 10 июня 2019 г. не применяются. Вместе с тем, если налогоплательщик применил устаревшие формы документов, которые действовали до 10 июня 2019 г., ФНС России рекомендовала налоговым органам считать обязанности фактически исполненными.
(Приказ ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 27.05.2019 № 54746)
Расходы на покупку ККТ: для плательщиков ПСН появились новые уведомления
Возможность уменьшения суммы налога на расходы на приобретение ККТ предусмотрена для предпринимателей, применяющих ПСН, п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ. Уменьшение суммы налога осуществляется посредством направления налогоплательщиком уведомления.
Обязанность утверждения формы, формата и порядка представления уведомления возложена указанной нормой на ФНС России. Исполняя указанную обязанность, налоговая служба разработала и утвердила форму и порядок заполнения такого уведомления. Отметим, что ранее налогоплательщики руководствовались рекомендованной формой, доведенной до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 04.04.2018 № СД-4-3/6343@.
Кроме того, в целях реализации положений п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ специалисты ФНС России утвердили форму уведомления об отказе в уменьшении суммы налога при ПСН на расходы по приобретению ККТ. Напомним, что согласно указанной норме в случае, если налоговый орган установит недостоверность или несоответствие сведений, указанных в уведомлении об уменьшении налога, уплачиваемого при патентной системе налогообложения, установленным требованиям, он уведомляет об отказе в уменьшении суммы налога на расходы по приобретению ККТ.
(Приказы ФНС России от 18.03.2019 № ММВ-7-3/138@ и от 26.04.2019 № ММВ-7-3/220@, зарегистрированы в Минюсте России 28.05.2019 № 54768 и № 54756)
Правила взаимодействия с налоговиками уточнены
Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании утверждены приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@. Специалисты налоговой службы внесли изменения в форму запроса о предоставлении данных в рамках информационного обслуживания.
Установлено, что если в запросе на предоставление выписки по расчетам с бюджетом или перечня налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности указан, соответственно, отчетный год либо период времени свыше периода трех лет назад от текущей даты, то налогоплательщику (представителю) формируется и направляется соответствующее сообщение в уведомлении об отказе.
В новой редакции приведена форма запроса о предоставлении данных в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков.
(Приказ ФНС России от 03.06.2019 № ММВ-7-19/277@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@»)
Формы бухгалтерской отчетности: напоминалка от Минфина
Приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н были внесены поправки в формы бухгалтерской отчетности. Финансисты отметили, что главная цель изменений — обеспечить своевременное формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также привести отдельные положения приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» в соответствие с новой редакцией ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Обозначим новации, на которые обратили внимание специалисты финансового ведомства.
Во всех отчетах, входящих в состав бухгалтерской отчетности, все стоимостные показатели теперь приводятся только в тысячах рублей (ранее — по выбору организации в тысячах рублей или в миллионах рублей).
В заголовочной части бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств коды указываются в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции должны приводиться согласно указанным по строкам общероссийским классификаторам. В частности, вид деятельности — в соответствии с ОКВЭД2. А коды форм бухгалтерской отчетности — в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93 (в редакции приказа Росстандарта от 25.06.2014 № 676-ст).
Финансисты отметили, что показатели, характеризующие налог на прибыль, уточнены. Это произошло в связи с изменениями, внесенными в ПБУ 18/02. Так, в отчете о финансовых результатах предусмотрены следующие статьи:
— налог на прибыль —расход (доход) по налогу на прибыль (ранее отсутствовал);
— текущий налог на прибыль (ранее — текущий налог на прибыль, в том числе постоянные налоговые обязательства (активы));
— отложенный налог на прибыль (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов);
— налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода (участвует в формировании совокупного финансового результата периода) (ранее отсутствовал).
(Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18)
Раздельный учет входного НДС
Специалисты финансового ведомства рассмотрели ситуацию, когда компания приобрела основное средство, которое задействовано в операциях по оказанию услуг, облагаемых НДС по ставкам 0 и 20%.
Руководствуясь положениями ст. 171 и 172 НК РФ, финансисты указали, что для определения сумм НДС, относящихся к операциям по оказанию услуг, облагаемых по нулевой ставке, компании необходимо вести раздельный учет сумм «входного» налога. А поскольку порядок ведения раздельного учета предъявленных сумм НДС Налоговым кодексом не установлен, компания должна самостоятельно его разработать и отразить в приказе об учетной политике.
Из сказанного финансистами следует, что при использовании основного средства в операциях, облагаемых НДС по ставкам 20 и 0%, компания не может принять всю сумму «входного» НДС по нему к вычету в момент постановки основного средства на учет. Она, так же как и по товарам (работам, услугам), должна вести раздельный учет «входного» НДС по основным средствам. То есть ей нужно определить часть «входного» НДС, относящуюся к операциям, облагаемым НДС по ставке 20%, и принять эту часть к вычету в момент постановки основного средства на учет. А часть, относящуюся к операциям, облагаемым по нулевой ставке, компания сможет принять к вычету в последний день квартала, в котором был собран пакет документов, подтверждающих право на нулевую ставку.
Порядок определения этих частей компания должна разработать самостоятельно и закрепить в своей учетной политике.
Отметим, что, по мнению московских налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 № 19-11/19188), необходимым требованием к методике раздельного учета является возможность исчисления на основании данных бухгалтерского учета и объективных критериев (выбираемых налогоплательщиком самостоятельно) части НДС, приходящейся на материальные ресурсы (работы, услуги), фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции. При разработке методики необходимо учитывать, что распределение НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), в том числе основным средствам, между экспортируемой продукцией и продукцией, реализуемой на внутреннем рынке, производится в пропорции, в которой материальные ресурсы (работы, услуги) используются при производстве и (или) реализации этих видов продукции.
Специалисты финансового ведомства считают, что в качестве критерия для распределения сумм «входного» НДС можно брать стоимость реализованных на экспорт товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности (письмо от 17.03.2005 № 03-04-08/51). О возможности применения в качестве критерия стоимости реализованных товаров говорится и в письме ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600@.
(Письмо Минфина России от 22.05.2019 № 03-07-08/36849)
Рассчитываем налоговую нагрузку с помощью налоговиков
Налоговая служба напомнила, что на ее официальном сайте размещен сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» (https://pb.nalog.ru/calculator.html). Данный сервис позволяет налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения, сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки и рентабельности продаж рассчитываются на основе данных ПК «СОИ».
Кроме того, сервис содержит информацию о среднем уровне заработной платы, рассчитанном на основе данных справок по форме 2-НДФЛ.
Специалисты ФНС России рекомендуют налогоплательщикам использовать данную информацию для самостоятельной оценки своих налоговых рисков.
(Письмо ФНС России от 16.05.2019 № БА-4-1/9097@ «О размещении сервиса ◊Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки“»)