Меньше месяца осталось до срока, назначенного Президентом РФ для того, чтобы представить предложения по снижению рисков ведения предпринимательской деятельности в России и предусмотреть в законодательном поле страны дополнительные гарантии защиты бизнесменов от необоснованного уголовного преследования. Речь, в частности, идет об изменении практики применения ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)».
Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов не устает повторять на разных площадках о необходимости изменения правоприменительной практики пресловутой ст. 210 УК РФ по отношению к предпринимателям, проходящим по уголовным делам об экономических преступлениях.
Строго говоря, диспозиция действующей редакции ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)» была сформулирована с целью привлечения к уголовной ответственности лидеров преступной среды (так называемых «воров в законе»), осуществляющих руководство противоправной деятельностью и использующих свое влияние на участников организованных групп, но при этом лично не совершающих каких-либо преступлений. Однако следственная и судебная практика показывает, что следователи толкуют указанную норму куда как более широко. Расширительное толкование позволяет органам предварительного расследования искусственно применять ст. 210 УК РФ к лицам, создавшим или учредившим юридическое лицо и подозреваемым или обвиняемым в преступлениях, совершенных при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Обычным делом в практике следствия стало предъявление дополнительного обвинения по ст. 210 УК РФ учредителю, руководителю или иному лицу, обладающему управленческими полномочиями в организации, которая лишь формально подпадает под признаки преступного сообщества ввиду наличия в ее внутренней структуре самостоятельных подразделений или отделов. Это позволяет правоохранительным органам внешне строго в рамках закона обходить прямой запрет на заключение под стражу предпринимателей, установленный ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ.
Учитывая, что преступления, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 210 УК РФ, относятся к категории особо тяжких, их дополнительное вменение дает возможность содержать обвиняемых и подозреваемых под стражей до полутора лет (до окончания предварительного расследования) и свыше шести месяцев (в период судебного производства). Также вошедшая в обиход «интерпретация» следствием нормы ст. 210 УК РФ позволяет привлекать к уголовной ответственности бенефициарных владельцев юридических лиц в случаях, если не удается собрать достаточное количество доказательств их причастности к основным преступлениям, в которых обвиняются руководители (или номинальные руководители) организации, поскольку сам факт их участия в создании и регистрации юридического лица формально образует состав преступления, предусмотренного все той же ст. 210 УК РФ.
Попытку исправить ситуацию предпринял депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов, внеся 24 июня на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект (зарегистрирован под № 737962-7). Б. Титов горячо поддержал инициативу и даже обратился к секретарю Совета безопасности Николаю Патрушеву с просьбой ее поддержать.
Законопроект предлагал уточнить положения, касающиеся привлечения к ответственности за организацию преступного сообщества и участия в нем. В частности, изменениями предусматривалось указание в примечании к ст. 210 УК РФ, что ее действие не распространяется на случаи совершения преступлений, предусмотренных ст. 159, 160, 165, 171–183, 185–185.6, 193, 193.1, 194–201 УК РФ. Таким образом, проектом закона предлагалось запретить дополнительно квалифицировать по этой статье действия лиц, подозреваемых или обвиняемых в отдельных преступлениях, совершенных в предпринимательской сфере.
К сожалению, ответить глава СБ не успел — законопроект был отклонен Комитетом по государственному строительству и законодательству уже 26 июня.
Между тем до 1 августа остается меньше месяца. Напомним, что именно к этому дню глава государства поручил своей администрации, Верховному суду РФ, Генпрокуратуре и Следственному комитету выработать предложения по уточнению законодательства, позволяющих исключить применение к экономическим преступлениям норм, касающихся организованной преступной деятельности. «На сегодняшний день юридическая техника такова <...> что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой организации, где кто-то из членов этой организации замечен в нарушениях закона. И это, конечно, недопустимо, совершенно очевидный факт, с этим нужно поработать и внести изменения в действующий закон», — сказал президент на прямой линии, состоявшейся 20 июня 2019 г.
Но о конкретных идеях от вышеуказанных ведомств пока ничего не известно.
Похоже, главу РФ услышали только Борис Титов и Рифат Шайхутдинов.