Председатель Банка России Эльвира Набиуллина дала большое интервью Reuters, в котором подтвердила, что пробил час тратить деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще глава ЦБ два раза сказала: «Нет». Нет никакого пузыря на розничном кредитовании. На вопрос, принимал ли ЦБ золото Венесуэлы на ответственное хранение, Э. Набиуллина тоже ответила: «Нет, этого не было».
Председатель ЦБ корректно выразила свои опасения по поводу того, как, кем и с какими целями будут тратиться скопленные в ФНБ деньги.
«По нашим оценкам, ФНБ в следующем году может преодолеть порог в 7% ВВП, после которого появляется право инвестировать средства фонда. То, как эти средства будут инвестироваться, может повлиять на макроэкономическую ситуацию, и поэтому мы безусловно будем участвовать в дискуссиях и совещаниях на эту тему. Те предложения, которые сейчас высказываются, вызывают у нас некоторую озабоченность», — сказала глава ЦБ.
Э. Набиуллина осознает, что спасти все средства ФНБ не получится, она пытается сэкономить хотя бы часть денег. Для этого ЦБ подготовил несколько сценариев использования средств ФНБ. Теперь, видимо, надо уговорить почитать этот документ тех, кто принимает решения.
«ЦБ просчитывает несколько вариантов сценариев использования средств ФНБ, они отличаются масштабом трат. На наш взгляд, самый неблагоприятный вариант — это инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. По сути дела, весь прирост дополнительных доходов от увеличения цены нефти будет идти на расходы. Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть.
Вариант, который имеет меньше негативных последствий для макроэкономической и финансовой стабильности, — это инвестирование определенного процента от превышения 7% ВВП. По эффектам этот вариант аналогичен увеличению цены отсечения в бюджетном правиле. Но исходя из того, что уже накоплено 7% ВВП, это лучше, чем если бы более высокая цена отсечения закладывалась изначально.
Основной вопрос — как будут инвестированы средства ФНБ. Если они будут работать на повышение потенциальных темпов экономического роста, производительности труда и конкурентоспособности, а не вести к перегреву экономики, тогда заметных проинфляционных эффектов не будет. Если правительством будет выбран механизм, когда средства ФНБ идут на кредиты покупателям российской продукции из-за рубежа, то есть, по сути дела, стимулировать внешний спрос, то влияние на макроэкономику и курс рубля будет примерно таким же, как если бы эти средства тратились внутри России. Потому что эта валюта будет также поступать в российскую экономику, но по другим каналам».
Риском Э. Набиуллина считает укрепление реального курса рубля. «Риски укрепления реального курса рубля могут быть в любом случае, если будут траты ФНБ. Даже если траты будут по второму варианту, с ограниченной долей инвестирования средств, то это будет аналогично по последствиям тому, что мы повысили бы цену отсечения в бюджетном правиле с 40 долл. за баррель», — говорит глава ЦБ.