Компания РЖД сообщает, что общая погрузка на ее сети в июне снизилась на 5,4% до 101,6 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение идет третий месяц подряд. Падение усиливается — с 1,9% в апреле до 3,8% в мае. Объем перевозов принято считать важным индикатором состояния экономики и финансов. РЖД упирает на влияние «внешних факторов».
Расчеты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) свидетельствуют, что в июне снизилась погрузка большинства входящих в топ-5 железнодорожных грузов. Погрузка каменного угля упала на 6,1% до 27,6 млн тонн, нефти и нефтепродуктов — на 5,8% до 18 млн тонн, железной руды — на 5,9% до 9,6 млн тонн, черных металлов — на 7,7% до 6 млн тонн. Только стройматериалы остались на уровне прошлого года — 11,1 млн тонн.
«Ведомости» приводят объяснение представителя РЖД: падение вызвано «рядом внешних факторов». В отношении каменного угля это сокращение спроса со стороны энергетических предприятий Польши и снижение поставок на Украину. Падение погрузки нефтяных грузов он связывает с продолжением ремонтных работ на ряде крупных НПЗ, а черных металлов — с нестабильностью на мировых рынках.
Очевидно, что на падение общей погрузки во II квартале повлияло изменение конъюнктуры внешних рынков. Однако эксперты говорят, что и железнодорожники не остались в стороне от важного дела, обеспечивая сбои в работе локомотивного комплекса, масштабно проводя путевые работы и другие мероприятия, ломающие графики движения. Кроме того, операторы подвижного состава пытаются удержать высокие цены.
Теперь РЖД обещает снижать тарифы на перевозку того же угля, который резко дешевеет в Европе.
РЖД сохраняет прежним прогноз погрузки на весь 2019 год — рост на 1,5%.
Аналитики подозревают, что падение перевозок было большим, чем говорит Росстат и признают РЖД. Источник «Интерфакса», знакомый с деятельностью РЖД, уверен, что в реальности падение было на 8,25% в годовом выражении. А аналитики увязывают это не только с внешними факторами, но и с состоянием российского хозяйства, которое мало развивается по ряду причин, в том числе — из-за роста налогового бремени.