Согласно докладу Центра интеграционных исследований Дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития (ЕАБР), цифровая экономика в его странах-участницах невелика, отстает в развитии от постиндустриальных стран, но имеет хороший потенциал для становления.
Цифровая экономика получила развитие в первую очередь в индустриально развитых странах, отмечается в докладе ЕАБР. В 2017 г. в США доля цифровой экономики в ВВП достигала 7% и составила 1,35 трлн долл., в то время как в 2016 г. доля добавленной стоимости Евросоюза, созданной цифровой экономикой, составила 4% от ВВП ЕС. В 2018 г. в Китае на цифровую экономику пришлось 38,2% от ВВП, сумма достигла 2,32 трлн долл.
Согласно данным китайской компании Huawei, в 2016 г. цифровая экономика во всем мире оценивалась в 11,5 трлн долл., или 15,5% мирового ВВП. Ожидается, что она будет расти в два раза быстрее, чем «аналоговая» экономика, и к 2025 г. ее вклад в мировой ВВП может достигнуть более 24%. Во многом такие ускоренные темпы развития обусловлены инвестиционной привлекательностью цифровых проектов, показатель доходности инвестиций которых превышает прибыльность нецифровых проектов в шесть раз.
В контексте Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят все страны — участницы ЕАБР, за исключением Таджикистана, доля цифровой экономики в совокупном ВВП ЕАЭС составляет менее 3%.
Такое отставание от развитых стран авторы исследования объясняют особенностью экономических моделей стран-участниц, в которых значительное место занимает агропромышленный комплекс (АПК), относительно медленными темпами внедрения цифровых технологий, необходимостью преодоления отставания в развитии научно-технической базы по сравнению с постиндустриальными странами.
Цифровизация экономики любой страны может быть полностью реализована только при расширении доступа к сетям ИКТ и связанным с ними услугам для населения и предприятий на ее территории. И эксперты ЕАБР констатируют, что начиная с 2000 г. во всех странах — участницах банка наблюдается исключительно позитивная динамика развития базовой инфраструктуры цифровой экономики. Доля населения с доступом к интернету значительно выросла.
Однако, отмечают они, согласно данным по доступу населения к интернету в странах — участницах ЕАБР, даже внутри региона существует цифровой разрыв между государствами. Более того, в силу неоднородного инфраструктурного и экономического развития самих стран разрыв присутствует и между различными регионами внутри стран, а в первую очередь — наблюдается значительная разница в уровне цифровизации городской и сельской среды.
Из показателя доступа населения к интернету авторы исследования считают возможным разделить страны — участницы ЕАБР на две группы: в первую, с наиболее широким доступом, входят Россия, Казахстан, Беларусь и Армения, а группа с ограниченным доступом включает Кыргызстан и Таджикистан. В 2017 г. доступ к всемирной сети имело 38,2 и 22% населения Кыргызстана и Таджикистана соответственно.
Показатель доступа населения к глобальной сети нагляден по причине того, что интернет играет фундаментальную роль в рамках цифровой экономики и перехода к ней.
Сравнение динамики роста доступа к интернету и индекса цифрового внедрения (ИЦВ) Всемирного банка стран — участниц ЕАБР, считают эксперты последнего, представляет особый интерес (см. табл. 1).
Россия, Казахстан и Армения лидируют в регионе, в то время как показатели Кыргызстана и Таджикистана значительно отстают от остальных. Выделяется Беларусь, индекс цифрового внедрения которой значительно ниже, чем показатель по доступу населения к интернету. Во многом эта разница, говорится в докладе, обусловлена низким уровнем внедрения цифровых технологий в государственном секторе. Авторы исследования отмечают, что все страны показали положительную динамику общего индекса в 2014—2016 гг.
Из табл. 1 следует, что индикатор бизнеса в случае всех стран показал исключительно позитивную динамику, а в случае Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана именно этот индикатор из трех является самым высоким, так как в этих странах бизнес играет роль драйвера процесса цифровизации.
Согласно индикаторам ИЦВ, в случае Казахстана и России главной движущей силой цифровой трансформации является госсектор (показатели составляют 0,82 и 0,84 соответственно). Аналитики ЕАБР приходят к выводу, что формирование благоприятной среды со стороны государства исключительно важно для более широкого распространения цифровых технологий. При этом речь здесь может идти не только о финансировании развития цифровой инфраструктуры, но и об обеспечении необходимой правовой базы для цифровизации бизнеса и гибкости госструктур к принятию новых технологий.
В странах — участницах ЕАБР государственные меры и приоритеты по развитию цифровой экономики изложены в национальных стратегиях и ряде проектных документов по профильным направлениям. Что касается участия правительств этих стран в цифровизации, именно в Казахстане и России наблюдается самый высокий индекс развитости электронного правительства.
При этом по итогам опроса Всемирного экономического форума выявилось, что именно в Армении и Казахстане самые гибкие законодательные базы.
Перспективность и актуальность цифрового развития экономик государств — членов ЕАЭС нашли отражение в основных направлениях реализации «Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г.», где цифровая трансформация выступает в качестве одного из ключевых факторов развития.
По данным совместного исследования ЕЭК и Всемирного банка, потенциальный экономический эффект реализации цифровой повестки увеличит совокупный ВВП ЕАЭС к 2025 г. Реализация общей цифровой повестки ЕАЭС способна обеспечить для его членов рост занятости в отрасли ИКТ почти на 70%, дополнительное увеличение общей занятости на 3%, а прирост объема экспорта услуг ИКТ составит более 70%.
Анализ цифрового потенциала стран — участниц ЕАБР показал его экспертам, что государства евразийского интеграционного проекта имеют значительные ресурсы для создания цифровой экономики, однако потенциал развития в разных государствах существенно асимметричен. Это обусловливает риск увеличения цифровых разрывов между ними. В целом в регионе наблюдается необходимость развивать цифровую культуру — на данный момент во всех странах — членах ЕАБР бизнес является ключевой движущей силой процесса цифровизации.
При этом для ускорения развития цифровой экономики первостепенным этапом является формирование современной и модернизация базовой инфраструктуры ИКТ, говорится в заключении доклада.
Таблица 1. Индекс цифрового внедрения в 2014 и 2016 гг.
|
Индекс ИЦВ |
Индикатор бизнеса |
Индикатор населения |
Индикатор госсектора |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 |
2014 |
2016 |
2014 |
2016 |
2014 |
2016 |
2014 |
|
Армения |
0,62 |
0,61 |
0,71 |
0,68 |
0,48 |
0,41 |
0,67 |
0,73 |
Беларусь |
0,59 |
0,53 |
0,74 |
0,70 |
0,65 |
0,56 |
0,39 |
0,33 |
Казахстан |
0,67 |
0,63 |
0,60 |
0,54 |
0,57 |
0,53 |
0,84 |
0,83 |
Кыргызстан |
0,50 |
0,43 |
0,61 |
0,49 |
0,35 |
0,31 |
0,54 |
0,49 |
Россия |
0,74 |
0,69 |
0,71 |
0,65 |
0,70 |
0,60 |
0,82 |
0,82 |
Таджикистан |
0,32 |
0,29 |
0,42 |
0,20 |
0,38 |
0,28 |
0,24 |
0,32 |
Таблица 2. Ключевые показатели конкурентоспособности экономик стран — участниц ЕАБР в области цифровизации по данным World Economic Forum за 2018 г.*
Показатель |
РА |
РК |
КР |
РФ |
РТ |
---|---|---|---|---|---|
Индекс электронного правительства (0—1, 1 — макс. уровень развития) |
0,57 |
0,84 |
0,69 |
0,92 |
0,39 |
Ориентированность правительства на будущее (1—7, 7 — макс.) |
3,84 |
4,13 |
3,16 |
3,87 |
4,46 |
Гибкость правовой базы страны к цифровым бизнес-моделям (1—7, 7 — макс.) |
4,01 |
4,03 |
3,03 |
3,89 |
3,63 |
Абоненты моб. сотовой связи (на 100 чел.) |
119,04 |
145,42 |
121,92 |
157,89 |
107,61 |
Подписка на моб. широкополосный интернет (на 100 чел.) |
66,80 |
75,06 |
73,68 |
80,78 |
18,29 |
Подписка на фикс. широкополосный интернет (на 100 чел.) |
10,76 |
14,14 |
4,27 |
21,44 |
0,07 |
Интернет-подписка «волокно на дом/здание» (на 100 чел.) |
4,70 |
6,65 |
2,02 |
13,50 |
– |
Интернет-пользователи (% населения) |
64,35 |
74,59 |
34,50 |
73,09 |
20,47 |
Знание цифровых технологий и компьютерная грамотность среди дееспособного населения (1—7, 7 — макс.) |
4,42 |
4,65 |
3,89 |
4,82 |
4,46 |
Скорость роста инновационных компаний (1—7, 7 — макс.) |
3,89 |
3,58 |
2,91 |
3,75 |
3,89 |
* Республика Беларусь отсутствует во всех рейтингах World Economic Forum. Источник: доклад «Цифровой потенциал стран — участниц ЕАБР» |