Разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ проект поправок в Трудовой кодекс, касающихся охраны труда, прошел необходимую процедуру общественного обсуждения и направлен в Правительство РФ. Документ согласован всеми заинтересованными сторонами (Минюстом России, Минздравом России, Роспотребнадзором, Федерацией независимых профсоюзов РФ, РСПП), так что можно ожидать его скорейшее внесение в Госдуму. О планируемых новациях трудового законодательства на конференции ИД «Коммерсантъ», посвященной регулированию трудовых отношений, рассказал Валерий Корж, директор департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты.
В скором времени раздел Х Трудового кодекса РФ, регулирующий вопросы охраны труда, кардинально изменится. Современные технологии несут новые возможности, но вместе с тем сулят и ранее неведомые опасности и риски. Поэтому вопрос о разработке новых подходов к управлению охраной труда встал перед законодателем в полный рост. Минтруд России разработал новую редакцию раздела Х ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4). Шесть глав вместо нынешних пяти, 140 статей вместо тех 29, которые сейчас составляют раздел «Охрана труда», — по сути, речь идет не столько о новой редакции документа, сколько о новом концептуальном взгляде на вопросы сохранения жизни и здоровья работников.
Базовые, основополагающие процедуры, по словам чиновника, в новой редакции раздела Х сохранятся. В документе предполагается установить два основных принципа обеспечения безопасности работников: профилактика и минимизация последствий, вызванных различными инцидентами, несчастными случаями и т.д. Сейчас по ТК РФ работодатель должен обеспечить безопасность работников, должен оценить риски, но профилактика как прямая юридическая обязанность работодателя в Кодексе не прописана. Разработчики же законопроекта исходили из понимания, что, как бы ни были затратны профилактические мероприятия, в конечном итоге они обойдутся бизнесу дешевле, чем компенсация последствий случаев травматизма и профзаболеваний. В. Корж сообщил, что, по подсчетам специалистов, на одну условную единицу вложений в безопасность экономия расходов на ликвидацию неблагоприятных последствий составляет от трех до четырех условных единиц. Такая пропорция выведена из статистических показателей, и она — среднемировая.
Одной из профилактических мер законодатель видит запрет на работу в условиях труда, которым, по результатам проведенной специальной оценки условий труда, установлен IV класс опасности. Конечно, предусмотрены исключения для отдельных высокорисковых видов деятельности, связанных с ликвидацией различных чрезвычайных ситуаций: невозможно же запретить работу пожарных, спасателей и т.д. Но по общему правилу работы, которым присвоен высокий класс опасности, будут приостанавливаться и возобновить их можно будет только после того, как работодатель улучшит условия работы.
Также в рамках «профилактического» подхода в ТК РФ появятся статьи, посвященные микроповреждениям. Ссадина, синяк, порез — предтечи более серьезных повреждений. Они тоже потребуют расследования и учета, хотя регулирование в отношении «пустяковых» повреждений будет довольно мягким, без государственного участия. Работодателю будет предписано зафиксировать случай микроповреждения, провести расследование и использовать полученную информацию для выявления и ликвидации потенциальной опасности на рабочих местах.
Вторая новелла давно назрела и не является чем-то абсолютно новым в праве. Она существует в правовых системах, к примеру, Евросоюза. Речь идет о нормах, которые устанавливают права и обязанности нескольких работодателей, работающих на одной площадке, ведь она всегда кому-то принадлежит. Это может быть застройщик, арендодатель, владелец. В. Корж признал, что к этой идее Минтруд обратился после трагедии в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». В торговом центре было около 300 арендаторов, и каждый из них отвечал за пожарную безопасность, и сработал принцип, изложенный в русской поговорке о семи няньках и дитяти, оставшемся без присмотра. Поэтому разработчики законопроекта предлагают закрепить в ТК РФ обязанность собственника площадки координировать с арендаторами, субподрядчиками деятельность по охране труда и безопасности граждан.
Цитируем документ
При осуществлении на территории, находящейся под контролем работодателя или иного лица, производства работ или оказания услуг работниками сторонних организаций работодатель (иное лицо) обязан перед началом производства работ (оказания услуг) информировать производителей работ (услуг) о существующих рисках повреждения здоровья работников, разработать мероприятия, исключающие возможность повреждения здоровья работников сторонних организаций, и принимать участие в их реализации.
Из проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»
Новая структура закона такова, что им вводится своего рода рамочная обязанность работодателя по выявлению риска. А алгоритм ее реализации будет прописываться в методических рекомендациях регулятора. Отказ от единого, закрепленного в законодательстве метода для всей страны и для всех отраслей — принципиальная позиция Минтруда России. Общий для всех метод, считают в ведомстве, просто невозможно разработать. В парикмахерской и в Газпроме разные риски, а значит, и разные методы оценки и управления рисками. «Где-то это будет чек-лист из 10 пунктов и светофор — красный, желтый, зеленый, а где-то это будет сложнейшая система, основанная на расчетах накопленных статистических данных крупной корпорации. И тот и другой методы должны применяться, но мы дадим рекомендации», — сказал В. Корж. В оптимуме каждый работодатель должен иметь возможность выбора метода, исходя из своих материальных, финансовых конкретных специфических условий осуществления деятельности. Исходя из этого, Минтруд надеется выстроить четкую структуру рекомендаций. Работодатель должен опасности выявлять? В его распоряжении рекомендации, классификаторы. Должен оценивать риски? Ему предоставляется набор методов. Своего рода пошаговая инструкция — сделай то и это, получи «добро» и реализуй мероприятие.
Такой подход призван устранить недостатки сегодняшнего регулирования. По словам докладчика, методы оценки рисков, прописанные в актуальных нормативных актах, в свое время были переведены с европейских стандартов на русский. В результате получился текст, который «понимают в России полторы головы». Крупные работодатели, которые выходят на внешние рынки, внедряют стандарты в силу того, что без этого систему менеджмента нельзя сертифицировать и выйти на IPO. А для основной массы работодателей они остаются китайской грамотой, что обуславливает соответствующее к стандартам отношение. Выстроенная система рекомендаций, имеющая к тому же большую вариативность, должна это отношение в корне поменять.
Важнейшая новелла, которая должна появиться в ТК РФ, — в российском современном законодательстве закрепляется норма, прописывающая права работодателя в области охраны труда. До этого у него были только обязанности. Какие права будут предоставлены работодателю? Право на использование IT-систем для контроля за безопасностью на рабочих местах, ведение документооборота в электронном виде, подключение надзорных органов к этим системам с тем, чтобы те смогли отказаться от проведения «очных» проверок. Если работодатель свои права реализовал, если он дистанционно осуществляет аудио- и видеоконтроль, если он ведет документооборот в электронном виде и подключил по обоюдному соглашению надзорный орган к этой системе, то зачем его каждые два, три, четыре года проверять в плановом порядке? Надзор и так будет видеть все, что ему нужно, практически в режиме онлайн.
Помимо вышеперечисленного, новая редакция раздела Х ТК РФ вводит законодательные ограничения на срок давности по расследованию несчастных случаев инспекцией труда — три года. Трудно себе представить, что работник на протяжении 5—10 лет не знал, что с ним произошел несчастный случай, а потом вдруг прозрел и пошел жаловаться на работодателя. Конечно, всякое бывает, но для этого «всякого» есть суд, который, если найдет аргументы пострадавшего убедительными, восстановит пропущенный срок исковой давности.