Инновационные проекты актуальны для легкой промышленности: мода и требования клиентов меняются стремительно и требуют креативных и актуальных решений. Как молодым талантам реализовать свои идеи и заработать на этом? И какую пользу может извлечь из этого бизнес? Ответом на эти запросы стала долгосрочная программа поддержки инновационных проектов в области легкой промышленности «SEASONS tech», реализуемая фестивалем «Русские сезоны», при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика». Дарья Мациевская, основатель и президент компании «Русские сезоны», российский дизайнер и основатель программы «SEASONS tech» рассказала «ЭЖ» о задачах и ходе реализации программы.
«ЭЖ»: Как шел отбор студентов, аспирантов, молодых ученых для участия в акселераторе?
Дарья Мациевская: Мы получили 204 заявки из 21 региона России. В их числе были студенты и аспиранты технических факультетов российских вузов: МГУ имени М.В. Ломоносова, Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина, Сибирского федерального университета, Ульяновского государственного технического университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Южного федерального университета и др.
Отбор участников акселератора проходил на основе собеседований и анкетирования. Важно было выбрать наиболее компетентных и мотивированных претендентов. Мы должны были оценить потенциал каждого из подавших заявку и понять, сможет ли этот человек войти в технологический стартап, пройти акселерационную программу.
Одним из вопросов анкеты был: претендент хочет работать с индустриальной задачей или развивать авторский проект? Желающих работать над собственной идеей мы просили рассказать о том, как этот проект будет полезен развитию легкой промышленности.
Целевая аудитория программы — начинающие технологические предприниматели, ученые, дизайнеры как технических, так и художественных вузов, маркетологи, которые хотят заниматься созданием и выводом на рынок инновационных продуктов и услуг.
Среди критериев отбора: наличие возможности и готовности работать в режиме стартапа (не меньше 20 часов в неделю), высокая внутренняя мотивация участника на решение задач проекта; потенциал участника, его образование и опыт работы, коммуникативные навыки, умение отстаивать свою точку зрения и работать в команде.
80 отобранных участников акселерационной программы — это 28 представителей технологических стартапов, 11 дизайнеров и 1 маркетолог, 8 предпринимателей, осуществляющих деятельность в области легкой промышленности и разработки приложений, 29 студентов и 3 аспиранта технических вузов.
Образовался и резерв участников программы, из которых, при наличии свободных мест, можно приглашать на программу абитуриентов.
«ЭЖ»: К вам приходит бизнес со своими задачами. Как работали над составлением технического задания для участников?
Д.М.: Идея работы с индустриальными партнерами заключалась в том, чтобы задачи формулировали они сами, чтобы это были реальные потребности. Каждая компания назначала сотрудника, который отвечает за коммуникацию с организаторами акселератора. У компаний есть возможность взаимодействия с участниками в процессе работы над проектами, и по окончании акселератора они смогут оценить решения, которые предложат участники. Если компания видит бизнес-потенциал проекта, она сможет стать его заказчиком. На мой взгляд, самое важное в программе, чтобы для участников работа над задачами перешла в создание привлекательных для рынка стартапов с пониманием того, как развиваться дальше.
«ЭЖ»: А как выглядит механизм работы в рамках акселерационной программы?
Д.М.: Главная задача организаторов — сформировать, обучить и выпустить на рынок стартапы, востребованные отраслью.
Первый этап — формирование команд. Мы знакомим членов команд, активно участвуем в выстраивании коммуникации между индустриальными партнерами и молодыми предпринимателями. Программа представляет собой площадку, где можно приобрести полезные для старта бизнеса знакомства.
С командами работают бизнес-трекеры, которые консультируют команды проекта по вопросам развития бизнеса.
Все участники проходят образовательную программу. Большинство занятий очных, это семь модулей: 1. Построение команды; 2. Управление проектами в стартапе. Стратегия реализации собственных бизнес-задач; 3. Современные подходы к анализу рынка. Бизнес-идеи; 4. Финансовая экология предприятия; 5. Маркетинг и PR; 6. Кейсы; 7. Презентация своего проекта.
Поскольку у проекта достаточно обширная география, мы ведем прямые трансляции во время занятий, также организаторы программы, менторы, бизнес-трекеры, сами участники часто взаимодействуют виртуально, используя Skype, WhatsApp, Facebook.
Последний этап программы — День инвестора, где участники проведут презентации своих проектов, представят первичные бизнес-планы. Мы ожидаем не менее 15 команд. Команды поборются за гранты от нашей программы и работу с инвесторами и компаниями, работающими в отрасли легкой промышленности.
«ЭЖ»: Вы можете рассказать о наиболее интересных, с точки зрения руководителя акселератора «SEASONS tech», проектах?
Д.М.: Конечно. Например, команда «Разработка скан-приложения к мерильно-браковочному станку Ролтекс по распознаванию текстильных дефектов». По словам участника команды Ивана Скороходова: «Этот продукт позволит автоматически выявлять дефекты ткани с минимальным участием человека, увеличивая эффективность процесса отбраковки».
Команда «Разработка датчиков и вибромоторчиков, встроенных в смоделированную под них одежду» занимается созданием модной одежды для людей с ограниченными возможностями и для геймеров. Команда «Автоматическая экспертная система подбора товара по фотографии „селфи“ для интернет-магазинов одежды и аксессуаров» разработала сервис, устанавливаемый на сайты интернет-магазинов.