Прирост промышленного производства в июне 2019 г. по сравнению с маем нынешнего года, по данным Росстата, составил 2,3% (с исключением сезонного и календарного факторов — 1,1%). По сравнению с июнем 2018 г. он равнялся 3,3%. Экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечают несогласованность между результатами по промышленности в целом и составляющим ее видам деятельности, но также согласны с позитивной динамикой индустрии.
Росстат завершил расчет индекса промышленного производства в 1-м полугодии 2019 г.: прирост составил 2,6%. Позитивную динамику отрасли обеспечили как добывающие производства — добыча металлических руд, газа и сырой нефти, так и фармацевтика, металлургия, нефтехимия.
В 1-м полугодии 2019 г. был выполнен ряд крупных заказов, связанных с изготовлением электрического оборудования и сложных электронных приборов, включая компьютеры и оптические носители, автомобильной и дорожно-строительной техники, ремонтом и монтажом машин и оборудования. В связи с окончанием ремонтных работ на ряде объектов энергетики в первой половине текущего года также зафиксирован рост генерации и распределения электроэнергии.
В июне 2019 г. прирост промышленного производства по сравнению с маем текущего года составил 2,3% (с исключением сезонного и календарного факторов — 1,1%). По сравнению с июнем прошлого года прирост равнялся 3,3%. При этом обрабатывающие производства выросли в июне 2019 г. по сравнению с маем на 5,5% (с исключением сезонного и календарного факторов — 0,5%), а по сравнению с июнем 2018 г. — на 3,4%.
Как обычно, ложку пессимизма в бочку позитива официальных органов вносят независимые эксперты. Так, по мнению ученых ЦМАКП, в данных Росстата за июнь обращает на себя внимание наличие определенной несогласованности между результатами по промышленности в целом и по составляющим ее крупным видам деятельности.
Индекс промпроизводства в июне по индустрии в целом составил 103,3%, при этом по трем основным видам деятельности его значение было существенно ниже (добыча полезных ископаемых — 102,3%, обеспечение электрической энергией, газом и паром — 102,5%, водоснабжение, водоотведение — 98,2%). И только в обрабатывающих производствах он превосходил средний по промышленности уровень — 103,4%.
«Росстат никак не прокомментировал указанное расхождение, что вряд ли является лучшей формой представления итогов полугодия, — замечает руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников. — Неофициальное же пояснение, полученное экспертным сообществом, сводится к тому, что методика расчета индекса по промышленности в целом, как выясняется, отличается от методики расчетов по видам деятельности. Суть отличия — в использовании плавающих весов при расчете индексов по промышленности в целом (к предшествующему месяцу) как средневзвешенных по основным видам деятельности и получении индекса как произведения помесячных индексов».
Сами ученые ЦМАКП оценивают индекс промпроизводства в целом по индустрии как суммы образующих ее видов деятельности, в 102,8—102,9%, а не в 103,3%, как считает Росстат.
По видам деятельности в июне они выделяют следующие особенности динамики выпуска. Прекратилось снижение объемов среднесуточной добычи нефти после майского «проседания» (+0,1% в июне после –0,4% в мае). Аналогичная динамика (в том числе по общим причинам) наблюдается в производстве нефтепродуктов (+0,4% в июне после –2,8% в мае).
Приостановился рост выпуска в компаниях, занятых производством пищевых продуктов (–0,6% в июне после +0,3% в месяц за январь — май). Произошел очередной обвал в производстве табачных изделий после наметившегося ранее улучшения (–19,2% в июне после +5,2% в мае).