В развитых странах семейные компании составляют, по оценке экспертов ТПП, две трети численности всех предприятий и обеспечивают от 50 до 80% рабочих мест. В России в ближайшее время понятие «семейный бизнес» будет внесено в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это позволит использовать весь инструментарий поддержки МСП, включая льготный лизинг и кредитование, для стимулирования семейного бизнеса, а также упростить процедуры его отчетности.
Тема семейного предпринимательства в последнее время становится в России особенно актуальной, отмечали участники конференции в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, посвященной семейному бизнесу. Пока наша страна отстает от развитых государств, где семейные компании создают от 50 до 80% рабочих мест и составляют две трети от количества всех предприятий.
Для стимулирования семейного предпринимательства, по словам главы ТПП Сергея Катырина, необходимо ввести понятие «семейный бизнес» в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
«Это позволит нам сканировать, какое количество у нас семейных предприятий, потому что в реестре малого бизнеса появится такая категория, как семейное предприятие, — отметил г-н Катырин во время встречи с президентом Владимиром Путиным. — У нас будет возможность анализировать, сколько таких предприятий и, соответственно, реагировать на то, каким образом мы можем поддержать и развивать семейный бизнес».
Семейное предпринимательство, по оценке главы государства, нуждается в поддержке державы: «Что касается семейного бизнеса, конечно, нужно двигаться в этом направлении. Надо только тщательно описать, что такое семейный бизнес, чтобы это было понятие, которое позволяло бы людям полноценно работать, получать поддержку, чтобы не возникало никаких проблем у государства. Тем более что в мире, исходя из ваших материалов, активно используется эта форма».
По результатам встречи с главой ТПП президент страны дал соответствующие поручения профильным ведомствам. Понятие «семейный бизнес», как отметила на конференции вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, будет в скором времени внесено в Федеральный закон № 209-ФЗ.
Уже идет активная работа по детализации дополнений в действующее законодательство. В частности, в правительство направлено предложение, согласно которому семейным будет считаться предприятие, в котором семья владеет более чем половиной уставного или складочного капитала. Кроме того, один из членов семьи должен быть единоличным исполнительным органом — руководителем компании.
В практическую плоскость переходит вопрос с введением семейного патента, который смогут использовать все члены одной семьи.
«Сегодня практически 40 документов по каждому члену семьи надо представить в порядке отчетности по тем трудовым отношениям, которые у них складываются внутри семьи, — подчеркнул С. Катырин. — Мы полагаем, что введение такого семейного патента не только позволит избежать этих излишних расходов и трудовых затрат, но и, конечно, даст возможность узаконить тех членов семьи, которых зачастую, это сами предприниматели говорят, они не оформляют. Потому что эти 40 документов не каждому хочется оформлять на всех членов семьи, они оформляют одного-двух на предприятии, с остальными работниками вообще никаких отношений не регистрируют».
По предложению ТПП, новый налоговый режим пройдет апробирование в трех регионах и с учетом результатов будет распространен на территории всей страны.
Для стимулирования семейных предприятий, по словам президента ТПП, необходимо использовать все формы государственной поддержки, которые сегодня есть для малого бизнеса: «У нас достаточно много инструментов уже создано на сегодняшний день, и полагаю, что и льготный лизинг, и кредитование, и многие другие вещи, которыми занимается Корпорация МСП и Минэкономики, можно распространить на семейные предприятия».
Определенный опыт поддержки семейного предпринимательства уже накоплен в регионах. Так, в Белгородской области местная торгово-промышленная палата, с учетом преимущественно аграрного характера семейного бизнеса, занимается созданием для него специальной инфраструктуры, включающей возможность логистики, закупок, хранения и продажи продукции.
В заключение стоит привести одну интересную деталь. Экспертное сообщество и заинтересованные ведомства пока не могут точно определить: кого считать членом семьи. Минэкономразвития, например, добавило в этот список приемных детей, но сомневается насчет бабушек и дедушек. А ведь перечень родственников, особенно если от этого будет зависеть размер господдержки, может стать очень длинным.
Кроме того, нужно, наверное, определить предельные размеры уставного или складочного капитала, которым может владеть семья, получающая государственную поддержку. К примеру, семьи Рокфеллеров или Ротшильдов тоже занимаются семейным бизнесом. Хотя, конечно, Торгово-промышленная палата ведет речь о малом семейном предпринимательстве...