15 июля в России стартовал пилотный проект по маркировке готовой молочной продукции. Эксперимент призван уберечь потребителей от покупки просроченной продукции. Кроме того, благодаря электронным кодам покупатели смогут проверять легальность маркированных товаров с помощью мобильного телефона. Эксперты опасаются, что нововведения негативно отразятся на ценах. В Минпромторге уверяют, что дороже продукция для покупателей не станет.
Во время пробного запуска цифровой двухмерный код Data Matrix будет наноситься на отдельные категории продуктов. Среди них: молоко, сливки, сгущенка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Оператор — Центр развития перспективных технологий.
Чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации «Меркурий», оператором которой является Россельхознадзор, и Честного ЗНАКа ЦРПТ, две системы будут интегрированы между собой. «Меркурий» контролирует сырье до завода, а Честный ЗНАК прослеживает каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения.
Защищенный криптографией цифровой код, который в рамках «пилота» производитель или импортер наносит на продукт, можно просканировать при проверке товара, а также при его приеме на склад и продаже в магазине. Помимо этого, система Честный ЗНАК интегрирована с кассами в рознице и создает систему общественного контроля. Это позволяет обезопасить потребителей от покупки просроченной продукции и дает возможность проверять легальность товара с помощью мобильного телефона.
Эксперты опасаются, что нововведения негативно отразятся на ценах. О возможном повышении участников рынка предупредил Молочный союз. По мнению отраслевого объединения, стоимость молочных продуктов потянется вверх из-за дополнительных расходов, которые молочники будут нести в связи с введением маркировки.
Уже сейчас ряд операторов фискальных данных ввели дополнительную плату за услугу передачи кодов маркировки в систему Честный ЗНАК. Стоимость годового тарифа для них составит около 1000 руб. — плата введена незадолго до перехода на обязательную маркировку 1 июля 2019 г. Участники рынка негативно отреагировали на эти действия. Не одобряет взимание платы за передачу кодов маркировки и ЦРПТ — уже сейчас на официальном сайте компании из числа партнеров по маркировке табака исключен ряд ОФД.
В Минпромторге уверяют, что начало пилотного проекта по маркировке молочной продукции не приведет к подорожанию продуктов для потребителей. «Стоимость кода сегодня составляет 50 коп., она определена для всех видов товаров, которые сегодня маркируются. Поэтому я уверен, что никакого удорожания молочной продукции для потребителя не произойдет. Наоборот, каждый покупатель сможет быть уверенным в том, что покупает качественную продукцию», — заявил статс-секретарь, замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов в эфире телеканала «Россия 24».
Пилот продлится до 29 февраля 2020 г. Чиновники полагают, что за это время участники рынка смогут подготовиться к обязательной маркировке, которая уже действует в нескольких отраслях. С 1 июля в России прекратился выпуск немаркированных сигарет. На данный момент все компании-производители, демонстрирующие деятельность на рынке табака, зарегистрированы и работают в системе: в сутки обрабатывается информация о 32 миллионах пачек, из розницы поступает 120 тыс. чеков.
В промышленную стадию вступила маркировка лекарств для госпрограммы высокозатратных нозологий (ВЗН). Не дожидаясь старта обязательной регистрации с 1 июля, в систему внесли свои данные все российские и иностранные производители и дистрибьюторы, выполняющие поставки по программе высокозатратных нозологий в последние три года (2017—2019 гг.), а также 99% мест выдачи ВЗН.
В июле также началась обязательная маркировка обуви. На этапе эксперимента его участниками стали более 23 тыс. компаний, выпущено более 75 млн цифровых кодов для маркировки и прослеживания обуви.