Москвичам не хватает доступного жилья

| статьи | печать

Компания PwC оценила привлекательность условий для проживания с точки зрения градостроительного развития в Москве и 11 мегаполисах мира. Исследование показало, что столица России удерживает темпы строительства зданий и ввода в эксплуатацию жилой площади на стабильном уровне. Тем не менее показатель обеспеченности населения жилой площадью остается сравнительно низким.

По данным ООН, в 2018 г. 55% населения мира проживало в городах. Международные эксперты считают, что к 2050 г. эта доля увеличится до 68%.Стремительно растущий уровень урбанизации является серьезным вызовом для городских властей. Повышение плотности населения в городах создает сильное давление на инфраструктуру, транспортную систему и экологию. Города не всегда способны справиться с увеличением численности жителей, что приводит к недостатку жилья и инфраструктуры для жизни.

Чтобы оценить условия жизни в мегаполисах, исследователи PwC провели их сравнительный анализ. В выборку попали Пекин, Гонконг, Шанхай, Нью-Йорк, Сеул, Сан-Паулу, Мехико, Лондон, Сингапур, Токио, Берлин и Москва.

Транспортная сеть

По мнению экспертов, одним из показателей, определяющих качество жизни горожан, является развитая транспортная сеть. Последние восемь лет дорожная инфраструктура Москвы интенсивно развивалась — было создано 8201 километров дорог и 254 мостов, эстакад и тоннелей. Устранялись «бутылочные горлышки» путем создания дополнительных полос на узких участках, создания дублеров и оптимизации движения потоков, выравнивания количества полос для движения.

В итоге протяженность московских дорог за восемь лет увеличилась на 19%. По темпу прироста протяженности дорог российский город уступает только Пекину. По сравнению с предыдущим замером уровень автомобилизации в мегаполисе снизился с четырех до пяти.

Снижению количества машин способствует развитие общественного транспорта. Город занимает пятое место по его годовому пассажирообороту и седьмое — по среднему количеству поездок на человека в год.

Москва характеризуется наибольшей плотностью сети рельсового транспорта и занимает третье место по плотности сети и станций метрополитена. При этом столица РФ занимает четвертое место по объему годового пассажиропотока метрополитена и характеризуется средней загруженностью станций в сравнении с рассматриваемыми городами.

Жилая недвижимость

На доступность жилья влияют два фактора: достаточность введенной жилой площади в среднем на одного жителя города и ее финансовая доступность как для приобретения в собственность, так и для аренды.

Проблему дефицита жилой площади городские власти пытаются решить путем увеличения темпов строительства и качества жилья. Многие городские стратегии включают сбалансированное развитие территорий и строительство доступного жилья для незащищенных слоев населения.

Так, в Нью-Йорке был разработан план по строительству доступного жилья (Housing New York) во всех округах города, в том числе социального жилья для помощи бездомным. Также в плане содержатся инициативы по повышению доступности жилья для пожилых жителей города, в частности программа защиты пенсионеров от повышения стоимости аренды жилья The Senior Citizen Rent Increase Exemption (SCRIE). В Москве реализуется долгосрочная программа реновации жилого фонда, направленная на рост обеспеченности и комфортности жилья. Финансирование строительства жилых домов в рамках этого масштабного проекта осуществляется в виде бюджетных субсидий подведомственному учреждению города Москвы — Московскому фонду реновации. Размер ежегодного финансирования составляет около 100 млрд руб.

При реализации комплексных программ строительства жилья в мировой практике городов большое внимание уделяется оптимизации стоимости строительства — для этого применяются новые подходы и технологии строительства. Например, модульное строительство позволяет значительно сократить время и стоимость возведения объектов, а внедрение электронной системы подачи заявок на строительство в формате BIM (building information modeling) приводит к упрощению процесса получения разрешения и снижению административных барьеров для застройщиков. В целях повышения доступности жилья власти на уровне города или страны могут осуществлять финансовую поддержку населения в форме прямого финансирования финансовых институтов на цели предоставления ипотечных кредитов или адресного субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам.

Например, в Нью-Йорке осуществляется субсидирование процентных ставок по ипотеке для покупателей первого или второго жилья, а в Берлине производится прямое беспроцентное финансирование финансовых институтов Европейским центральным банком.

По темпам строительства жилья на душу населения Москва находится на четвертом месте среди десяти городов в 2018 г. От года к году площадь введенных зданий по городам колеблется в пределах 25%. В отличие от большинства городов сравнения, Москва удерживает темпы ввода в эксплуатацию жилья на стабильном уровне. В результате в 2018 г. по сравнению с 2014 г. Москва укрепила свои позиции, обогнав Сингапур и Токио и заняв 5-е место из 11. Самые высокие темпы ввода в эксплуатацию жилья на душу населения из десяти городов демонстрируют Пекин и Шанхай.

Несмотря на высокие темпы строительства и ввода в эксплуатацию жилых зданий, решить проблему дефицита жилья у городских властей пока не получается. Москва занимает восьмое место из десяти по уровню обеспеченности жильем. С учетом индивидуального жилого строительства обеспеченность им в Московском регионе находится примерно на одном уровне с Токио.

Дело в том, что купить квартиру в городе многие москвичи не могут себе позволить из-за высоких цен. За период 2014—2018 гг. Москва поднялась с восьмого на седьмое место по уровню индекса доступности приобретения жилья. Ключевым фактором роста доступности жилья в Москве является снижение стоимости покупки квартиры при росте уровня среднего дохода домохозяйств. При этом ипотечная ставка сохранилась в Москве на том же уровне, а средний срок ипотечного кредитования увеличился примерно на год.

В результате Москва демонстрирует самую уверенную позитивную динамику по уровню доступности приобретения жилья по сравнению с городами, включенными в анализ, тогда как в среднем уровень доступности приобретения жилья в рассматриваемых мегаполисах падает.

Исследование показало, что москвичи тщательно следят за расходами. Столица в 2018 г. продемонстрировала самый низкий уровень потребления электроэнергии на душу населения среди исследуемых городов. Этот показатель в расчете на душу населения сокращается пятый год подряд. На протяжении последних пяти лет жители Москвы в среднем тратят на электроэнергию вдвое меньше жителей других городов сравнения (относительно среднедушевых доходов населения).

Виртуозно экономить жители столицы научились не только на электричестве, но и на воде. Москва является вторым по экономичности потребления воды населением мегаполисом среди исследуемых городов, а также находится среди лидеров по сокращению подушевого потребления воды.

Благоустройство города

Большое значение для жителей городов играет благоустройство района, в котором они проживают, включая экологическую обстановку, безопасность на улицах и доступ к культурным и развлекательным объектам.

Развитие промышленности и рост населения в городах приводит к ухудшению экологической обстановки, снижению качества воздуха и воды и разрушению экосистем. Для предотвращения серьезных последствий изменений климата города активно создают зеленую городскую среду, положительно влияющую на здоровье людей.

Среди 12 рассматриваемых городов Москва оказалась самым зеленым городом, лидируя по площади озелененных природных и рекреационных объектов на душу населения среди всех городов. При этом около 90% населения имеет доступ к таким территориям в шаговой доступности.

Гулять по паркам горожанам приходится пешком. Обустренность их для двухколесного транспорта пока остается низкой. Длина велодорожек выросла в девять раз с 2011 г. в результате специальной программы развития, однако пока по данному показателю город находится на 11-м месте.

Помимо парков, москвичи проводят свободное время в культурно-досуговых центрах. Более 60% жителей Москвы имеют их в шаговой доступности. По количеству культурно-досуговых объектов на душу населения столица РФ находится на среднем уровне, занимая 5-е место.

В любой точке Москвы горожане остаются на связи. Город входит в тройку лидеров по числу бесплатных точек доступа Wi-Fi.

Общая площадь введенных зданий на душу населения, кв. м/чел., 2018 г.

Город

Значение

Пекин

4,2

Шанхай

3,4

Сеул

1,1

Москва

0,7

Нью-Йорк

0,6

Сингапур

0,6

Берлин

–0,5

Токио

–0,4

Сан-Паулу

–0,3

Гонконг

–0,2

Сан-Паулу

н/д

Мехико

н/д

Источник: PwC

Тарифы на электроэнергию, долл. по ППС за 400 кВт*ч, 2018 г.

Город

Значение

Пекин

56,1

Гонконг

61,1

Шанхай

64,7

Нью-Йорк

73,9

Сеул

77,1

Сан-Паулу

81,6

Москва

82,6

Мехико

91,6

Лондон

97

Сингапур

98,5

Токио

120,7

Берлин

144

Источник: PwC