В среду, 24 июля, совет директоров ПАО «Транснефть» рассмотрел вопрос «Об урегулировании последствий инцидента, связанного с попаданием в апреле 2019 г. в систему магистрального нефтепровода „Дружба“ нефти, не соответствующей требованиям ГОСТ». Совет директоров утвердил порядок осуществления выплат и согласовал предельный размер компенсаций грузоотправителям по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти из расчета 15 долл. США на 1 барр. некондиционной нефти. Было подчеркнуто, что грузоотправители должны документально подтвердить свои имущественные потери.
В «Дружбе» было загрязнено 3—5 млн т нефти. Белорусская сторона — «Гомельтранснефть Дружба» — настаивала на верхней границе, а вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов — на нижней.
Если исходить из оценки российской стороны, «Транснефть» должна будет компенсировать нефтяникам до 330 млн долл., исходя из белорусской — до 550 млн долл. «Интерфакс» приводит данные ЦДУ ТЭК: в апреле этого года крупнейшим отправителем нефти по трубам «Транснефти» была «Роснефть» — 78% от общей прокачки. Ее компенсация может составить до 257 млн долл.
Прогноз о сумме компенсации в 330 млн долл. подтверждает и «ВТБ Капитал». «Исходя из оценки „Транснефти“, согласно которой объем некондиционной нефти в нефтепроводе „Дружба“ составил 3 млн т (такая цифра приводилась в корпоративном журнале компании), и утвержденного размера компенсации в 15 долл./барр., мы рассчитали, что общая сумма расходов „Транснефти“ на выплату компенсации может составить около 330 млн долл. (в худшем случае, если все заинтересованные стороны докажут факт понесенных убытков)», — пишут банковские аналитики.
«ВТБ Капитал» прогнозирует финансовые последствия для «Транснефти». Аналитики пишут: «Если данные расходы (или соответствующие резервы на их погашение) будут отражены в финансовой отчетности „Транснефти“ за 2-е полугодие 2019 г., то EBITDA компании по итогам года окажется, по нашим оценкам, на 4,5% ниже прогнозируемого результата. Это, в свою очередь, несет в себе риск сокращения размера дивидендов за 2019 г. примерно на 13,4% относительно ожидаемого нами показателя, вследствие чего дивидендная доходность акций по итогам года составит всего 6,1% — если только компания не скорректирует размер прибыли на сумму этих расходов, отнеся их к разряду разовых статей».
Ранее «Транснефть» уже согласилась выплатить аналогичную компенсацию за загрязненную нефть в размере 15 долл./барр. компании Казтрансойл, хотя детальные параметры достигнутой тогда договоренности не раскрывались. Таким образом, расходы компании на выплату компенсации, включая нынешнее решение, могли быть частично учтены рынком, полагают аналитики банка. Тем не менее остается негативный риск с точки зрения финансовых результатов за 2019 г. Рынок ждет дополнительных комментариев «Транснефти» по этой ситуации в ходе телеконференции, посвященной публикации финансовых результатов за II квартал, которая состоится в конце августа.