Чаще всего в России подделывают питьевую воду. Об этом руководитель госкомпании «Ростех» Сергей Чемезов сообщил в ходе встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным. В среднем по России уровень фальсификата составляет 25—30%, а в некоторых регионах достигает 80%. Чтобы дать возможность населению покупать качественную воду, глава корпорации предложил начать маркировку этой продукции.
Глава «Ростеха» доложил президенту: «Как ни странно, самая подделываемая продукция — это вода, питьевая вода, которую мы покупаем, которую мы пьем. Процент фальсификата составляет от 25 до 30% (это в среднем по России), а в некоторых регионах — и до 80%. Нужно обязательно начать маркировку этой продукции».
Напомним, что с 1 января 2019 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, утверждающее список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Перечень, содержащий изначально 10 товаров, власти в дальнейшем планируют расширить. Предполагается, что полноценно система начнет функционировать в 2024 г.
С. Чемезов напомнил, что с 1 июля в стране введена обязательная маркировка обуви и некоторых фармацевтических изделий. С 1 января 2020 г. чипирование захватит рынок лекарств полностью. К концу года госкомпания совместно с Минсельхозом планирует дать старт промышленной маркировке молочной продукции.
Идею о нанесении спецкодов на минеральную воду поддержали в Федеральной налоговой службе. В ведомстве считают, что этот шаг поможет инспекторам в борьбе с уходом от налогов в этом секторе. Выступая в Совете Федерации, глава налогового ведомства Михаил Мишустин заявил, что маркировка меховых изделий, стартовавшая в 2016 г., увеличила их официальный оборот в 10 раз. Руководство службы обратило внимание на проблему качества воды руководителей региональных управлений ФНС, прежде всего на Северном Кавказе. Вместе с тем налоговики готовятся к проведению самостоятельной оценки уровня выпуска и потребления минеральной воды в России.
Мнения производителей о необходимости дополнительных мер государственного контроля разделились. Часть предприятий выступают против введения электронных кодов. Так, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) считает, что введение маркировки питьевой воды нецелесообразно.
Максим Новиков предупредил, что обязательная маркировка может стать причиной банкротства малых и средних компаний. Это будет серьезным ударом по отрасли. 90% ее игроков относятся к малому и среднему бизнесу.
Негативно нововведение отразится и на потребителях. Установка оборудования, необходимого для чипирования, обходится предприятиям в несколько десятков, а то и сотен тысяч евро. Окончательная стоимость зависит от величины производства. Все эти издержки будут учтены в цене на продукцию.
По данным отраслевого объединения, доля нелегальной продукции на рынке составляет 10%. Для очистки рынка от некачественных товаров контрольным органам нужно просто тщательнее следить за соблюдением действующего законодательства, считают участники рынка.
В союзе подчеркнули, что число подделок минеральной воды «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» сократилось на 90% после того, как на проблему обратил внимание Совет Федерации.
В свою очередь, ставропольская компания «Холдинг Аква», которая выпускает «Ессентуки», введение маркировки поддерживает. Именно она в октябре прошлого года направила письмо на имя министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова с предложением организовать обязательное чипирование бутылок с водой. Идею также поддержал Центр развития перспективных технологий.
На сегодняшний день холдинг является единственным производителем минеральной воды в России, участвующим в эксперименте с внедрением цифровой маркировки. Руководство компании считает, что маркировка позволит сделать так, чтобы вода в бутылке соответствовала той, что добыта из скважины на курорте. Это важно, ведь минеральная вода — особый продукт, который имеет определенные медицинские показания.
Гендиректор «Холдинг Аква» Сергей Лобанов согласился, что организация процесса потребует финансовых затрат, в том числе на закупку оборудования. Для работы системы производителям понадобится оборудование для нанесения штрихкодов, торговым компаниям — специальные онлайн-кассы и 2D-cканер. Однако если эта мера поможет побороть контрафакт, то отдача от нее будет значительно больше, считает бизнесмен.
Насколько подорожает бутылка воды после введения маркировки, сейчас оценить сложно, поскольку пока в промышленном масштабе в России чипируются только дорогие товары. Но можно взглянуть на опыт других стран. Например, после того как в Белоруссии стали маркировать чай и кофе, цена на эти продукты стала больше на 20%.