Не секрет, что на сегодняшний день реклама является важнейшим условием развития бизнеса, а без нее практически невозможно вести предпринимательскую деятельность. Реклама в сети Интернет имеет особую важность для предпринимателей, так как способна генерировать все больший объем потенциальных клиентов из-за постоянного роста числа пользователей. Подобная реклама может быть различной — это и реклама в поисковиках, и баннерная реклама, и рекламные рассылки и т.д. Особую актуальность в настоящее время приобрело продвижение товаров и услуг, бренда в социальных сетях как особый вид рекламной деятельности. Постоянный рост пользователей социальных сетей требует соответствующей реакции со стороны бизнеса, которая выражается в донесении до потенциального покупателя всех выгод продукта или услуги именно на той площадке, где потенциальный потребитель проводит больше всего времени. Присутствие бренда в социальных сетях позволяет не только рекламировать продукт, но и осуществить общение с покупателем, собирая информацию и анализируя его потребности и желания. Все это обуславливает необходимость привлечения специалиста по SMM (маркетингу в социальных сетях, от англ. Social Media Marketing), который сможет грамотно развивать бренд, генерировать необходимый контент, выстраивать общение с покупателями. SMM-специалисты могут привлекаться к работе как по трудовому договору, так и по гражданско-правовому. О том, как оформить гражданско-правовой договор с SMM-специалистом на продвижение в социальных сетях, а также об основных условиях, которые необходимо закрепить в таком договоре, читайте в материале.
Необходимо сразу оговориться, что такой формы договора, как договор на продвижение в социальных сетях, в Гражданском кодексе нет. Такой договор необходимо структурировать по модели договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), учитывая тот нюанс, что договор на продвижение в социальных сетях обычно подразумевает не просто размещение публикаций, но и их создание, то есть написание текстов, создание и обработку фотографий и видеозаписей и т.д., то есть создание контента. В таких условиях договор на продвижение в социальных сетях является договором возмездного оказания услуг с элементами договора авторского заказа и/или договора об отчуждении исключительного права в зависимости от того, на каких условиях передаются права на контент. Все это влияет на то, каким образом будет сформулирован предмет договора.
Также необходимо учитывать, что чаще всего потребность продвижения в социальных сетях не является одномоментной — это растянутый по времени процесс, реализация которого может осуществляться с момента создания страницы компании (бренда) в социальной сети и будет продолжаться в течение периода работы компании (продвижения бренда на рынке). Заключаемый в таком случае договор нередко является по своей природе абонентским (ст. 429.4 ГК РФ), что, в свою очередь, обуславливает определенные обязательства как со стороны заказчика (регулярно вносить абонентскую плату), так и со стороны исполнителя (оказывать услуги своевременно, в течение всего оплаченного периода, в объеме, согласованном в договоре). Кроме этого, для исполнителя очень важно ежемесячно формировать и передавать на подписание акты оказанных услуг, которые будут являться подтверждением того, что услуги оказаны надлежащим образом и в полном объеме. Подробнее данный вопрос рассмотрим далее в статье.
Предмет договора
Все указанное выше обуславливает предмет договора на продвижение в социальных сетях, которым является возмездное оказание услуг SMM-специалистом. Для более детального описания предмета договора можно порекомендовать закрепить в договоре общую формулировку о том, что предметом договора является возмездное оказание услуг исполнителем в соответствии с творческим заданием заказчика, которое является приложением к договору. И уже в творческом задании предлагается максимально конкретизировать предмет договора, указав название социальных сетей, в которых оказываются услуги, включив в том числе ссылки на профиль компании (бренда).
В договоре важно зафиксировать требования заказчика к контенту, который будет размещаться в профиле компании (бренда) в социальной сети, а именно общие требования по объему и содержанию текстовой информации публикации (количество знаков, тематика и т.д.) и требования к визуальному контенту (видео, фото и т.д.). При согласовании данных условий в договоре необходимо принимать во внимание технические ограничения, которые имеются в социальных сетях, в частности, по объему текста, который может быть размещен, а также рекомендации самого SMM-специалиста по объему текста, который стоит размещать в социальных сетях, чтобы он мог привлекать внимание и не перегружать профиль компании (бренда).
Если по соглашению с SMM-специалистом контент отчуждается, необходимо прямо указать о переходе исключительного права на контент к заказчику. Если использование контента не предполагает передачу исключительного права на него, необходимо указать, что контент используется на условиях предоставления исключительного права по лицензионному договору. При структурировании договора наиболее оптимальным для заказчика является условие об отчуждении исключительного права на контент, однако одновременно это может создать некоторые трудности, так как для подтверждения передачи прав на контент безопаснее всего оформлять акты приема-передачи исключительного права на конкретные объекты. Такие акты можно оформлять на каждую публикацию или периодически на несколько публикаций раз в неделю или раз в месяц. Если по каким-то причинам у заказчика не имеется необходимости документального закрепления факта передачи прав на весь контент, можно оформить акты только на передачу «якорного» контента (например, на шаблоны публикаций и т.д.), что позволит продолжить их использование даже после расторжения договора.
В интересах исполнителя нужно учесть в договоре правовое регулирование использования его уникального контента, который является своего рода визитной карточкой SMM-специалиста (SMM-агентства). Это могут быть уникальные шаблоны, фирменные шрифты, логотип (товарный знак) SMM-агентства и т.д. Права на такие объекты должны передаваться по неисключительной лицензии, что позволит использовать такие объекты в своей деятельности при работе с другим заказчиком.
принять к сведению
Необходимо оговориться, что если по условиям договора профиль в социальной сети еще не зарегистрирован и его должен зарегистрировать сам SMM-специалист, в договоре необходимо зафиксировать условие о принадлежности прав на профиль заказчику. Кроме этого, договор должен содержать порядок передачи прав создателя профиля (администратора профиля) заказчику в случае расторжения договора.
Еще одним важным условием, связанным с контентом профиля компании (бренда), является условие об использовании объектов без нарушения исключительных прав третьих лиц. Данное условие должно сопровождаться соответствующей ответственностью для исполнителя на случай его нарушения. Кроме этого, будет разумным установить в договоре обязанность исполнителя принимать участие в возможных судебных процессах по искам к заказчику в связи с нарушением исключительных прав третьих лиц, вызванных размещением чужого контента в профиле компании (бренда).
Значительная часть публикаций в социальных сетях представлена в виде фотографий с текстовым сопровождением. Каковы общие требования к этим видам контента?
В отношении текстов необходимо закрепить объем заимствований в процентах, который является допустимым. Это позволит оптимизировать поиск и увеличит шансы появления профиля компании (бренда) в поисковой выдаче поисковых машин. Проверку уникальности текста и объема заимствований можно осуществлять с использованием действующих систем проверки уникальности текста (например, www.etxt.ru/antiplagiat, text.ru/antiplagiat). В договоре стоит прямо указать на систему проверки уникальности текста, результатам которой будут доверять стороны и на которую SMM-специалист будет опираться в своей работе.
В профиле компании (бренда) могут использоваться фотографии, которые были изготовлены по заданию заказчика, кроме этого, встречаются договоры, по условиям которых фотографии изготавливаются силами исполнителя (SMM-специалиста). В таком случае необходимо в договоре отдельно указать, что вознаграждение за изготовление фотографий входит в стоимость оказания услуг, а вознаграждение за передаваемое исключительное право на фотографии включается в сумму вознаграждения за передаваемый контент по договору. Указанное положение можно включить в договор, если иной порядок оплаты не был согласован в ходе предварительных переговоров сторон.
Если для создания контента профиля компании (бренда) используются фотографии из сети Интернет, необходимо, чтобы лицензия используемой фотографии допускала ее свободное использование. Такие изображения могут храниться в различного рода фотобанках (например, pixabay.com). Кроме этого, изображения могут приобретаться для создания контента в фотобанках, предоставляющих изображения на условиях оплаты, таких как ru.depositphotos.com, www.istockphoto.com и др. Чтобы обеспечить правомерность использования контента в профиле компании (бренда), необходимо, чтобы к акту приема-передачи прав на контент исполнитель прикладывал также документы, подтверждающие наличие прав на первичный контент (подтверждающие документы от фотобанков, акты приема-передачи прав от фотографов и т.д.).
Кроме того, необходимо при формулировании требований по содержанию контента закрепить общие требования к содержанию информации, распространяемой в сети Интернет. В частности, такая информация должна соответствовать требованиям законодательства РФ, которое не допускает распространение следующей информации.
Так, информация относится к запрещенной для распространения в сети Интернет в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации), если речь идет о:
-
материалах с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
-
информации о способах создания/использования наркотических средств и психотропных веществ;
-
информации о способах совершения самоубийства;
-
сведениях о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправного деяния;
-
информации, нарушающей запрет на проведение азартных игр в сети Интернет;
-
предложениях о розничной продаже дистанционным способом алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;
-
информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий.
Также в соответствии со ст. 15.3 Закона об информации запрещено распространение информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам/экстремизму, а в соответствии со ст. 15.5 Закона об информации — информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. Кроме того, ст. 148 УК РФ установлен запрет на распространение информации, выражающей явное неуважение к обществу и представляющей оскорбление религиозных чувств верующих.
Необходимо также учитывать ряд иной информации, указанной в законодательстве РФ в качестве запрещенной к распространению. Кроме этого, в договоре необходимо закрепить обязанность SMM-специалиста выполнять условия пользовательского соглашения социальной сети, в которой размещен профиль компании (бренда), так как указанные документы могут содержать дополнительные требования к публикуемому контенту.
Обязанности по договору
В данной статье мы не будем заострять внимание на общих обязанностях по договору возмездного оказания услуг, а затронем лишь специфичные обязанности для договора на продвижение в социальных сетях.
Спецификой данного договора является необходимость предоставления авторизационных данных (логина и пароля) SMM-специалисту. Для обеспечения защиты таких данных в договоре необходимо предусмотреть специальный режим для такой информации как для конфиденциальной, а также предусмотреть штраф за нарушение обязанности исполнителя обеспечить конфиденциальность авторизационных данных. Аналогичным образом необходимо поступить с другими лицами, имеющими доступ к профилю, получить обязательство о неразглашении указанных данных от сотрудников компании. В случае если к профилю компании (бренда) имеют доступ другие специалисты, привлеченные по гражданско-правовому договору (например, PR-специалист), то в договор с такими специалистами также необходимо включить положения об обеспечении конфиденциальности авторизационных данных.
Еще одним важным условием, которое необходимо закрепить в договоре, является условие о стандартах общения с пользователями. Если профиль компании (бренда) в социальной сети является профилем, открытым для комментирования публикаций, заказчику важно продумать и предусмотреть в договоре стандарты для SMM-специалиста, которыми он будет руководствоваться при общении с пользователями от лица компании. За нарушение такого стандарта необходимо предусмотреть ответственность в виде штрафа.
Профиль компании (бренда) в социальной сети является не просто площадкой, на которой компания может донести до пользователей свои преимущества, рассказать о новых товарах (услугах, работах), — это еще один канал получения обратной связи и еще один канал продаж. В связи с чем в договоре необходимо зафиксировать обязанность SMM-специалиста обрабатывать комментарии (сообщения) пользователей и передавать их специалистам заказчика, в зоне ответственности которых находится решение данных вопросов (менеджеру по контролю качества товара (услуг, работ), менеджеру по продажам).
Что касается обязанности заказчика по оплате, то учитывая, что договор на продвижение в социальных сетях является смешанным, при формулировании условия об оплате важно уточнить, что сумма, которая указывается в договоре, включает в себя не только оплату услуг, которые оказываются по договору SMM-специалистом, но и оплату передаваемого исключительного права на контент. Как уже отмечалось выше, такие права по договору могут отчуждаться или передаваться по лицензии. Таким образом, в сумму оплаты по договору должны включаться стоимость оказываемых SMM-специалистом услуг и стоимость передаваемого исключительного права. В случае если контент передается по лицензии, необходимо закрепить, что платежи носят разовый характер за весь период использования исключительного права на контент.
Наиболее оптимальной видится формулировка условия договора по оплате с использованием частичной предоплаты — это позволит создать гарантии для исполнителя, что его услуги будут оплачены (так как часть суммы он получает до начала оказания услуг), а также для заказчика, так как он не выплачивает всю сумму по договору на условиях полного отсутствия результата оказанных услуг.
Порядок приема-передачи
Помимо прочего в договоре необходимо детально прописать порядок приема-передачи результата оказанных услуг и исключительного права на контент. Вопрос приема-передачи исключительного права на контент был раскрыт выше, поэтому в данном разделе рассмотрим общие вопросы приема-передачи результата оказанных услуг и исключительных прав. Как показала практика, наиболее оптимальным вариантом будет составление двух актов: акта приема-передачи результата оказанных услуг и акта приема-передачи исключительного права на контент. Если договор заключен по модели абонентского, акт приема-передачи результата оказанных услуг должен формироваться и подписываться периодически в зависимости от того, какой период установлен в договоре, например, ежемесячно, и должен содержать стандартные для договора возмездного оказания услуг формулировки о приеме и передаче. Подготовка и подписание актов приема-передачи результата оказанных услуг является необходимым и важным условием сотрудничества сторон по договору. Отсутствие подписанных актов может создавать основания для недобросовестных заказчиков заявить о том, что услуги не были оказаны или были оказаны ненадлежащим образом, что приведет к необходимости исполнителю в судебном порядке доказывать, что услуги были оказаны и они были оказаны надлежащим образом. Подписание акта приема-передачи исключительного права на контент реализуется в первую очередь в интересах заказчика, для того чтобы в будущем такие документы могли служить доказательством факта обладания исключительного права на контент.
Другие общие условия следует формулировать исходя из содержания главы 39 ГК РФ и преддоговорного процесса. Если у сторон есть желание изменить диспозитивные нормы главы 39 ГК РФ, соответствующие условия должны быть закреплены в договоре. Особое внимание необходимо обратить на формулировки условий договора о его прекращении и расторжении (ст. 782 ГК РФ содержит право сторон на односторонний отказ от договора), на условия о разрешении споров и подсудности, а также условия об ответственности сторон за нарушение договора. Если это будет необходимо, в договор возможно включить основания, наличие которых освобождает сторону договора от ответственности (например, исполнитель не отвечает за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц использованием первичного контента в случае, если он предоставлялся заказчиком, и др.).