Важные политические решения стран каспийского региона пора дополнить эффективным и современным механизмом торгово-экономического взаимодействия, отмечали участники 1-го Каспийского экономического форума. Лидеры «каспийской пятерки» намерены кратно увеличить объем взаимной торговли, а также развивать топливно-энергетический комплекс региона, продвигать туристическую отрасль и формировать международные транспортные коридоры.
Прошел год после подписания главами пяти государств — Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана — Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, определяющей базовые правила разграничения моря, а также участков дна и недр. Документ создает правовые основы для активного развития торгово-экономического сотрудничества прикаспийских государств.
«Это фундаментальный документ. Россия намерена ратифицировать его в самое ближайшее время, — подчеркнул российский премьер Дмитрий Медведев. — Подписание Конвенции, без преувеличения, событие историческое. К нему долго шли, много работали. И это наш общий успех, подтверждение того, что мы можем находить взаимовыгодные решения».
Каспийский регион, по словам главы Правительства РФ, всегда был точкой пересечения геополитических и экономических интересов многих ведущих государств, различных этносов и конфессий. А в последнее время стал одним из узловых регионов глобальной политики. Прежде всего — из-за своих природных ресурсов. Вместе со странами Персидского залива он образует так называемый энергетический эллипс, в котором сосредоточено около 70% мировых запасов нефти и 40% — природного газа. Для прикаспийских стран это большое геостратегическое преимущество и одно из важнейших направлений сотрудничества.
Именно энергия Каспия, по мнению президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, должна стать основой динамического развития экономики региона. Увеличение добычи углеводородов может принципиально поменять весь экономический ландшафт прикаспийских стран и успешно интегрировать их в глобальное экономическое пространство.
Каспийский регион традиционно является перекрестком международных экономических связей.
Чтобы привлечь на транскаспийские маршруты максимальный объем транзитных грузов, странам региона предстоит сообща вписывать национальные портовые мощности в евразийские транспортно-логистические цепочки.
Одно из таких перспективных направлений — это международный транспортный коридор «Север — Юг». По оценкам экспертов, при его использовании на полную мощность товары из Европы через Каспий и обратно будут доставляться в 2,5 раза быстрее, чем сейчас.
На состоявшейся в рамках форума конференции министров транспорта обсуждались предложения о применении инновационных и информационно-навигационных технологий для расширения транспортных потоков.
В России этому направлению сотрудничества уделяется особое внимание. У нас реализуется стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне на период до 2030 г.
Другие государства «каспийской пятерки» также занимаются развитием своих портов. В результате растут объемы взаимной торговли. Так, товарооборот России с прикаспийскими странами за прошлый год вырос на 3,5%.
Теперь министры экономики прикаспийских государств договорились подготовить план усиления экономического сотрудничества в регионе. Цель — кратно увеличить взаимный товарооборот.
Прекрасная природа, богатейшая история и культура позволяют Каспийскому региону занять достойное место среди самых популярных туристических направлений. Особенно в области экологического, этнографического и экстремального туризма.
Каспийское побережье, по оценке участников Форума, может принимать не менее 1 млн туристов ежегодно. Но для этого нужно еще многое сделать: построить недостающую инфраструктуру, создать конкурентоспособные туристические продукты, включая круизные маршруты по морю с посещением портовых городов.
В общем, планов у политиков и предпринимателей из прикаспийских стран — громадье, а как пойдет их реализация — покажет время.