Выездной турпоток из России в первом полугодии увеличился на 6,67%. Таковы последние данные Пограничной службы ФСБ России. Лидером выездного туризма стала Турция, бурно растет Италия, а вот турпоток в Таиланд незначительно сократился. Отдыхать все чаще отправляются даже те граждане, у кого на поездку нет денег. По данным Сбербанка, выдача нецелевых потребительских кредитов за год увеличилась на четверть. На третьем месте в структуре использования таких займов — расходы на туризм и отдых.
Данные Погранслужбы ФСБ проанализировали эксперты Ассоциации туроператоров России (АТОР). В «общем зачете» (по числу выехавших граждан, без учета характера потока), лидерами топ-5 по выезду в 1-м полугодии 2019 г. стали такие страны, как Турция (2 741 934 поездки, прирост +16,13% в годовом выражении), Абхазия (1 857 602 поездки, +5,8%), Финляндия (1 797 407 поездок, +5,17%), Казахстан (1 490 519 поездок, +7,34%) и Китай (1 208 335 поездок, +15,8%). Далее в топ-10 следуют (по убыванию) Украина, Эстония, Германия, Таиланд и Грузия.
Согласно данным Погранслужбы ФСБ России, из 21 212 095 поездок за рубеж, совершенных россиянами в 1-м полугодии 2019 г., более трети (36,56%) пришлось на страны постсоветского пространства, включая прибалтийские государства. Из них наиболее значительный прирост в годовом выражении в январе — июне продемонстрировали такие страны, как Грузия (+29,15%) и Узбекистан (+39,4%).
Аналитики обратили внимание, что на этих направлениях значительную часть потока составляют именно туристы, в то время как для большинства постсоветских стран, включая Прибалтику, основу выездного потока составляют частные визиты и визиты в целях личного шопинга. Сократился российский выездной поток на таких направлениях, как Молдавия, Эстония, Украина, Туркмения, остался на прежнем уровне в Литве.
Еще 16,75% выездного потока в первом полугодии приняли на себя такие приграничные направления, как Китай, Польша и Финляндия. Доля туристов на этих направлениях, за исключением Китая с его популярным курортом — островом Хайнань, является не слишком значительной. В Польше, Финляндии и Китае в выездном потоке преобладают многократные пересечения границы с целью личного шопинга и коммерции.
Оставшиеся 46,69% выездного турпотока пришлись на не граничащие с Россией страны «дальнего зарубежья». На этих направлениях доля туристов наиболее высока и составляет практически везде основу потока. Характерно, что в годовом выражении турпоток по топ-25 выездных направлений дальнего зарубежья вырос на 6,78% — то есть темпы роста ненамного превышают общие.
Эксперты АТОР отмечают, что полная картина динамики выездного турпотока на массовых пляжных направлениях станет понятна по результатам трех кварталов 2019 г., когда в статистику попадут июль, август и сентябрь. Тем не менее о трендах выездного туризма можно судить и по результатам 1-го полугодия в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.
Всего в полугодии по топ-10 туристических направлений дальнего зарубежья россияне совершили 7 млн поездок (или треть от общего их объема в 1-м полугодии). Из туристических направлений дальнего зарубежья в топ-20 прирост показали 15 стран из 20. Наилучшие показатели прироста в 1-м полугодии продемонстрировала Черногория (+50%).
В тройку наиболее динамично растущих вошли также Италия и Турция. Из европейских пляжных направлений прирост виден по Испании и Кипру, в Азии он отмечается во Вьетнаме и Китае (Хайнань). Израиль и Тунис по результатам 1-го полугодия остаются практически на уровне прошлого года. Из непляжных стран статистика погранслужбы ФСБ фиксирует значительный рост интереса к Голландии и Великобритании, а также к Франции, куда россияне едут частично и на пляжный отдых.
Падение по итогам двух первых кварталов года видно по «пляжным» Таиланду, ОАЭ (с учетом транзита), Болгарии и Греции. Очевидно, здесь есть влияние растущих Турции, а также Черногории, Испании и Кипра.
Из других направлений, не вошедших в топ-20, «в минус» по итогам первого полугодия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ушли Индия (–12,55%), Доминикана (–11,17%), практически на том же уровне остался российский турпоток в США (–0,15%). В хорошем плюсе — Венгрия (+20,26%) и Куба (+22,5%).
«По сравнению с первым полугодием 2018 г. мы видим, что, во-первых, выездной турпоток по туристическим направлениям дальнего зарубежья продолжает терять темпы роста: 6,78% в 2019 г. против 10,4% в 2018-м. Во-вторых, существенный прирост из массовых направлений виден только в Турции, Италии, Черногории, рост в пределах 5—7% фиксируется в Испании, Вьетнаме, на Хайнане и на Кипре», — прокомментировала статистику исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По ее словам, это объяснимо прежде всего высокой чувствительностью российских туристов к цене турпродукта.
В то же время, как и предсказывали эксперты АТОР, происходит поляризация спроса — растут и «дорогие» направления: в Европе это Франция, Великобритания, в Южной Азии — Мальдивы.
То, что россияне стали реже экономить на отдыхе, подтверждают сведения, поступающие из банков. Так, согласно данным Альфа-банка, который проанализировал финансовое поведение клиентов, путешествующих за границу, россияне за границей не только отдыхают, но и активно делают покупки. Больше всего — 30% от всех оплат по картам банка — туристы тратят на одежду и обувь. Средний чек по этим оплатам составил 13,5 тыс. руб. На втором месте проживание в гостиницах — 21,5% оплат за границей, средний чек — 18 тыс. руб.
13,1% бюджета уходит на кафе и рестораны, средний чек 2 тыс. руб. 9,9% трат составляют продукты питания, средний чек 1,7 тыс. Расходы на товары в магазинах дьюти-фри составляют около 9% от общих трат, средний чек 5,2 тыс.
Больше всего денег россияне тратят в Италии. За первое полугодие клиенты Альфа-банка потратили в этой стране 10,5 млрд руб., средний чек по покупкам составил 9,5 тыс. Активно россияне расплачиваются карточкой во Франции — 6,04 млрд руб., средний чек 8,4 тыс., а также в Испании — 5,6 млрд руб., средний чек составил 4,8 тыс.
В целом в европейских странах средний чек составил 5,2 тыс. руб., что значительно ниже, чем в островных государствах. Средний чек на Мальдивских островах, например, составляет почти 78 тыс. руб., на островах Французской Полинезии — 32 тыс., на Багамских островах — 20 тыс.
Показательна и статистика, представленная Сбербанком. Она показала, что отдыхать отправляются даже те граждане, у кого на поездку нет денег. Выдача нецелевых потребительских кредитов выросла за год на 24%. При этом на необеспеченные потребкредиты приходится 69% неипотечного кредитования, на кредитные карты — 10% всего рынка кредитования. На третьем месте в структуре использования таких займов — расходы на туризм и отдых.