Отечественный экспорт услуг в последние годы снижался в результате санкций и экономического кризиса 2015 — 2016 гг. Переломить негативный тренд призвана Стратегия развития экспорта услуг до 2025 г., которая разработана в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Объем российского экспорта услуг в последние годы сокращался. Так, по данным на 2017 г., он составил 57,73 млрд долл., что на 18% меньше, чем в 2013 г. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015—2016 гг. привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.
Между тем для мировой экономики характерен другой тренд. В последнее десятилетие мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись в 2017 г. по отношению к 2007 г. в 1,5 раза. Доля услуг в мировом экспорте достигла 23%. Наибольший их вес в своем суммарном экспорте имеют Ирландия и Республика Сингапур — свыше 50%. Общий объем мирового экспорта услуг в 2017 г. составил 5,3 трлн долл.
Доля России на этом глобальном празднике услуг, мягко говоря, невелика — 1,1% (65 млрд долл.). Стратегия развития экспорта услуг ставит задачу увеличить этот показатель до 1,4% (до 100 млрд долл.) уже к 2024 г.
«Это очень перспективный рынок, на котором Россия пока представлена недостаточно, — подчеркнул премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства. — Но через шесть лет объем экспорта услуг должен достичь 100 млрд долл. В Стратегии определены направления, по которым нужно идти, приоритеты — это не только транспорт или строительство, но и высокотехнологичные услуги, включая медицинские, образовательные, интеллектуальная собственность и целый ряд других направлений».
Удельный вес российского экспорта в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в соответствующем сегменте мирового экспорта услуг должен повыситься с 0,9 до 1,24—1,25%, деловых услуг — с 1,1 до 1,46%, услуг в сфере интеллектуальной собственности — с менее 0,2 до 0,24%.
В базовом сценарии совокупный экспорт отечественных высокотехнологичных и интеллектуальных услуг вырастет в 2,2—2,7 раза по сравнению с современным уровнем и достигнет 38—40% общего российского экспорта услуг (по сравнению с менее 30% в настоящее время).
В этих целях с марта следующего года предполагается запустить программу субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования для обеспечения льготными средствами проектов по экспорту услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Документ предусматривает возможность признания российских экспортеров исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения ими на свои счета в уполномоченных банках страховых выплат от страховых организаций — резидентов по соответствующим договорам в установленном размере.
Российский экспортный центр будет выявлять барьеры на рынках зарубежных стран (с учетом индекса ограничений торговли услугами ОЭСР) и давать рекомендации по минимальным условиям, которым должна соответствовать компания для выхода на зарубежные рынки.
«Реализацию большинства мер, в частности специализированных для каждой сферы услуг, направленных на упрощение процедур экспорта, предполагается завершить уже к 2022 г., — комментирует новый документ начальник управления внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при Правительстве РФ Ксения Банникова. — Работа по идентификации барьеров для экспорта российских услуг за рубежом, поиску потенциальных рынков сбыта, продвижению российских услуг будет вестись на постоянной основе».
Что касается экспорта компьютерных услуг, то, по словам г-жи Банниковой, их основная часть приходится на услуги, связанные с производством программного обеспечения, работой с базами данных и хранением данных, созданием веб-страниц (4,1 млрд долл. в 2018 г.). При этом по итогам I квартала 2019 г. экспорт ИКТ-услуг насчитывал уже 1,2 млрд долл., а в апреле — июне — уже 1,5 млрд долл.