Численность малого и среднего бизнеса резко сократилась. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, с июля 2018 г. по август нынешнего года количество МСП снизилось на 432 тыс., а их работников — на 510 тыс. Минфин объясняет это падение обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. «Опора России» указывает на снижение прибыльности малого и среднего бизнеса из-за сокращения доходов населения и тяжелые условия предпринимательской деятельности в стране.
Первыми тревогу забили эксперты Института экономики роста им. П.А. Столыпина «По итогам 1-го полугодия 2019 г. количество работников МСП сократилось на 1,6% год к году (–257 174 работника), а количество субъектов МСП — на 0,9% год к году (–57 013 субъектов)», — подчеркивает эксперт института Елизавета Форост.
Если взять данные Реестра МСП, который ведет Федеральная налоговая служба, за более длительный период, то картина выглядит еще более печальной. Так, на 10 июля прошлого года количество субъектов МСП составляло 6 269 150, а численность их работников — 15 901 271. По состоянию на 10 августа нынешнего года эти показатели равнялись 5 836 910 и 15 391 085 соответственно. То есть число субъектов бизнеса сократилось на 432 240, а количество работников — на 510 186 человек.
Говорить о сокращении доли малого и среднего бизнеса в общем объеме предпринимательской деятельности, по словам министра финансов Антона Силуанова, неправильно. Ведь за 2018 г. объем выручки МСП вырос на 25%.
Резкое снижение численности субъектов МСП глава финансового ведомства объясняет ежегодным обновлением его реестра. В соответствии с законодательством 10 августа каждого года ФНС исключает из перечня тех, кто не представил ряд сведений, по которым можно определить доход предприятия.
Также к числу причин, повлиявших на сокращение количества субъектов МСП, А. Силуанов отнес укрупнение малого бизнеса и успехи ФНС в борьбе с фирмами-однодневками.
Вместе с тем сокращение числа МСП и их работников можно расценить как тревожный сигнал. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин подчеркивает, что отрицательная динамика количества субъектов МСП наблюдается впервые за последние годы: с 2016 г. по 2018 г. численность малых и средних предприятий и занятых в этом сегменте росла.
Глава «Опоры России» отмечает, что проект по самозанятым мог оттянуть небольшую часть предпринимателей из ранее зарегистрированных МСП: «Из 160 тыс. самозанятых примерно 20% ранее были в статусе ИП». Ряд предприятий благодаря поддержке Корпорации МСП могли поучаствовать в госзакупках и существенно нарастить показатели, «но таких не более 50 тыс.».
Сектор МСП, по оценке А. Калинина, по-прежнему испытывает влияние неблагоприятных факторов — слабый потребительский спрос из-за снижения доходов россиян, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли госсектора в экономике.
Мнение президента «Опоры России» подтверждают оценки самих бизнесменов. «Наше предприятие занимается монтажом оборудования для малых торговых и сервисных фирм, — говорит предприниматель из Подмосковья Андрей Селиванов. — Объем заказов от малых компаний сократился в разы. Их давят крупные торговые сети и слабый спрос простых покупателей».
«Малым и средним предпринимателям по-прежнему приходится писать огромное количество отчетности для самых различных инстанций, — сетует бизнесмен из Екатеринбурга Александр Криницын. — Причем в нашей фирме по добыче полезных ископаемых добавляется масса документов, которые требуют профильные ведомства».
«Количество „законных“ справок, согласований, требований и норм, которым должен следовать бизнесмен, настолько велико, что, наверное, никто и не знает их точное число», — комментирует ситуацию партнер адвокатского бюро «Щеглов и Партнеры» Артем Лиляк.
Задержка с представлением очередной порции документов приводит зачастую к остановке предприятия. КоАП РФ в качестве одной из мер административного наказания предусматривает приостановление деятельности проверяемого предприятия на срок до 90 суток. По расчетам ВШЭ, в 2005 г. подобная мера предусматривалась в отношении 35 составов особенной части КоАП РФ. В 2018 г. наказание применялось уже в отношении 115 составов административных правонарушений.
Чисто внешне статистика административного приостановления деятельности идет, по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, на спад. По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, с 2014 по 2018 г. число решений судов о применении такой меры снизилось более чем вдвое — с 27 315 до 13 538.
Однако подобный результат достигнут в первую очередь благодаря МЧС России, которое расширяет практику профилактики и предупреждения нарушений, а также перевод трудовых отношений с мигрантами на современную и удобную форму патентов. А вот, например, Роспотребнадзор и Ростехнадзор приостанавливают деятельность проверяемых предприятий даже чаще, чем раньше.
В 2018 г., по данным Минэкономразвития, каждая пятидесятая проверка Роспотребнадзора завершилась приостановлением (4011 приостановлений по результатам 219 тыс. проверок). Для сравнения: в 2013 г. почти 300 тыс. проверок завершились 4020 приостановлениями.
По мнению бизнес-сообщества, необходимо уменьшить максимальный срок приостановления деятельности предприятий при нарушении норм КоАП с 90 до 30 дней. Ведь приостановление деятельности предприятия — это несколько месяцев простоя, которые могут повлечь за собой срыв в оплате кредитов, неисполнение госзаказа, банкротство и потерю рабочих мест.