Для поддержки экспорта транспортных услуг правительство планирует установить нулевой НДС в отношении транзитных перевозок и перевозок порожнего состава. Такая инициатива учтена в плане мероприятий по реализации утвержденной стратегии экспорта услуг, сообщило Минэкономразвития России. В настоящее время в мировом рейтинге Россия находится на девятом месте по объему транспортных услуг. Согласно планам властей к 2025 г. объем экспорта в этом секторе достигнет 24,8 млрд долл., увеличившись на 2 млрд долл. по сравнению с 2018 г.
Председатель правительства Дмитрий Медведев 15 августа сообщил о подписании стратегии экспорта услуг до 2025 г.
«Это тоже очень перспективный рынок, на котором Россия пока представлена недостаточно. Но через шесть лет объем экспорта услуг должен достичь 100 млрд долл. В стратегии определены направления, по которым нужно идти, приоритеты — это не только транспорт или строительство, но и высокотехнологичные услуги, включая медицинские, образовательные, интеллектуальная собственность и целый ряд других направлений», — заявил премьер-министр.
Одновременно со стратегией правительство утвердило и план мероприятий по ее реализации. Оба документа подготовило Минэкономразвития. «Для каждого вида услуг также предусмотрен свой отдельный пакет мероприятий, которые направлены на повышение конкурентоспособности российских услуг на внешних рынках, устранение существующих проблем и мотивацию компаний к осуществлению экспортной деятельности», — сообщили в МЭР.
В июле текущего года отрицательное сальдо внешней торговли услугами РФ составило 2,541 мдрд долл. Как следует из статистики ЦБ, объем экспорта услуг равнялся 6,753 млрд долл. На первом месте в экспорте — транспортные услуги (2,268 млрд долл.). Согласно планам властей, к концу реализации программы объем экспорта транспортных услуг продолжит лидировать и достигнет 24,8 млрд долл., увеличившись на 2 млрд долл. по сравнению с 2018 г.
Из текста отраслевой стратегии следует, что в настоящее время Россия находится на девятом месте на внешнем рынке транспортных услуг. Отечественный экспорт больше, чем аналогичные показатели для Индии, Норвегии, Турции и Канады. В 2017 г. этот рынок составил 19,8 млрд долл. (34,3% всего экспорта услуг), что уступало пиковым значениям 2013—2014 гг., но примерно на 17% больше среднего уровня 2015—2016 гг.
На грузовые перевозки приходится 35,8% общего объема экспорта транспортных услуг, пассажирские — 30,5%, вспомогательные и дополнительные услуги — 33,7%. По видам транспорта лидирует воздушный транспорт — 50,8% (10,05 млрд долл.), далее следуют морской — 24,8% (4,91 млрд долл.), прочие виды транспорта — 22,2% (включая железнодорожный — 1,04 млрд долл. и автомобильный — 0,93 млрд долл.). Доля почтовых и курьерских услуг в экспорте транспортных услуг составляет 2,2%.
Экспорт вспомогательных и дополнительных транспортных услуг, связанный с обслуживанием иностранных морских судов в российских портах, составил 4,1 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,7%. Поступления в виде платы за наземное, диспетчерское и аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов выросли на 13,1%, до 1,9 млрд долл.
География российского экспорта транспортных услуг существенно связана с евразийским транзитным статусом страны и традиционными транспортными операциями на пространстве СНГ. Основными импортерами российских транспортных услуг по итогам 2017 г. являлись Швейцария (2035,1 млн долл.), Китай (1263,8 млн долл.), Великобритания (988,5 млн долл.) и Кипр (958,6 млн долл.).
Также активными клиентами отечественных перевозчиков являются ОАЭ (748,1 млн долл.), США (657 млн долл.), Гонконг (547 млн долл.), Германия (522,7 млн долл.), Люксембург (473,5 млн долл.) и Ирландия (370,8 млн долл.). Наиболее высокими темпами растет экспорт транспортных услуг в Китай (включая Гонконг), США и ОАЭ.
Для поддержки экспорта транспортных услуг Минэкономразвития планирует установить нулевой НДС в отношении транзитных перевозок и перевозок порожнего состава, а также разработать законопроект, регламентирующий порядок осуществления прямых и смешанных перевозок. Нулевая ставка НДС также будет введена при оказании услуг, связанных с движимым имуществом, воздушными и морскими судами, находящимися на территории РФ.
В обзоре Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), посвященном экспорту услуг, говорится, что на транспортном рынке существует масса внутренних барьеров. Это административные ограничения (процедура транзита, запрет оплаты за услуги в портах в иностранной валюте, требования к перевозке опасных грузов) и инфраструктурные (пропускная способность пунктов пропуска и локальные ограничения железнодорожной инфраструктуры).
Эксперты полагают, что в целом для увеличения транзита по основным транспортным коридорам, проходящим через РФ, требуются эффективные механизмы сквозного управления и внедрение электронной документации, а также гармонизация требований и развитие инфраструктуры.
К сведению
40% мирового рынка перевозок приходится на морской транспорт
Расширение международной торговли товарами увеличило мировой экспорт транспортных услуг на 9% по стоимости в 2017 г. до 931,5 млрд долл. Наибольший рост показал экспорт транспортных услуг в странах Европейского союза, СНГ и Ближнего Востока.
2017 г. стал рекордным для мировой индустрии авиационных перевозок, по стоимости мировой экспорт услуг авиационного транспорта повысился на 10%, водного (морского) транспорта увеличился на 5%, всех прочих видов транспорта — на 12%.
В долгосрочном плане доля транспортных услуг в международной торговле услугами сокращается (28,1% в 1990 г. и 17,6% в 2017 г.). Это связано со снижением стоимости перевозок в условиях широкого применения новых технологических и логистических решений, а также с опережающим ростом международных операций по статьям прочих коммерческих услуг.
В структуре глобального экспорта транспортных услуг более половины падает на услуги по перевозке грузов. Свыше четверти транспортных услуг приходится на различные вспомогательные и дополнительные услуги (перевалка, обработка, складирование и хранение грузов и другое), и около четверти транспортных услуг составляют услуги пассажирских перевозок. Вклад почтовых и курьерских услуг незначителен (1—1,5%).
По видам транспорта лидируют морской (свыше 40% мирового экспорта транспортных услуг) и авиационный (около 35%) транспорт.