Инжиниринговые центры (ИЦ) на базе ведущих технических вузов России создаются в качестве инструмента внедрения научных разработок в промышленность. Программу по созданию ИЦ поддерживают и Минобрнауки, и Минпромторг РФ. О деятельности одного из таких ИЦ газете «Экономика и жизнь» рассказал Владимир Нелюб, директор Межотраслевого инжинирингового центра «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
«ЭЖ»: Каковы основные направления деятельности МИЦ и какую долю в процентах они приносят от общей выручки?
Владимир Нелюб: МИЦ «Композиты России» был создан в 2011 г. для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета. Можно выделить несколько основных направлений деятельности центра:
-
полный цикл разработки композиционных материалов. Это направление дает 60—70% выручки;
-
медицинское направление — оно составляет около 10% всей деятельности МИЦ и, соответственно, приносит примерно такую же долю выручки;
-
IT-стартап «BAUM-Inform». Это распределенная система хранения данных, которая составляет примерно 10% всей деятельности МИЦ, и, соответственно, примерно такая же доля выручки.
Еще одним направлением деятельности МИЦ является образование. На базе центра есть магистратура, читаются дисциплины (в том числе онлайн) в рамках курсов повышения квалификации для работающих специалистов. Наш центр является оператором технопарка «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана». А на базах школ в Москве и Санкт-Петербурге открыто более 150 образовательных точек. В школах, технопарке преподают студенты университета, их труд оплачивает МИЦ.
«ЭЖ»: Расскажите подробнее об основном направлении деятельности МИЦ и коммерциализации научных знаний.
В.Н.: По статистике Минпромторга РФ, наша страна догоняет и в некоторых областях опережает конкурентов в части разработки и внедрения композиционных материалов. Ежегодный рост отрасли в мире составляет примерно 10%, а в России — 20%. Это обусловлено соответствующей подпрограммой Минпромторга РФ «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них».
Конечно, основным направлением МИЦ являются разработки в области композитов. Их правильно создавать в комплексе, который охватывает конструкторские, технологические, прочностные, материаловедческие разработки, и до полного окончания цикла коммерциализации.
Задача МИЦ состоит в доведении разработки до опытного образца. Но есть и то, что мы производим сами. Например, сейчас ведется доставка и пусконаладка оборудования на новом производстве — заводе «Мосбазальт». Это уже вторая площадка для производства базальтовой сетки. Работа будет осуществляться на инновационном оборудовании с использованием высококвалифицированных кадров и уникальной системы контроля качества. Запуск этого производства запланирован в текущем году.
Наш центр работает и с предприятиями на основе договоров и является одним из лидеров в этой области среди подобных инжиниринговых центров на базе вузов в России.
Кроме того, мы создали Московский композитный кластер (МКК), в состав которого входит более 120 предприятий отрасли композиционных материалов. Такая кооперация позволяет получать еще более высокие результаты работы. В настоящее время происходит становление композитного рынка в мире, и российские разработчики могут стать лидерами на нем.
Свои изобретения, технологии, достижения МИЦ патентует или регистрирует как ноу-хау. Патенты делаются тогда, когда не жалко делиться знаниями. А ноу-хау позволяет охранять самые ценные разработки и технологии.
В этом году Федеральная служба по интеллектуальной собственности вручила МИЦ «Композиты России» диплом за создание эффективной системы трансфера технологий. Роспатент высоко оценил активную работу по правовой охране, учету и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, проводимой командой МИЦ.
«ЭЖ»: А сколько сотрудников работает в центре?
В.Н.: 150 человек. Большая часть сотрудников — это профессорско-преподавательский состав МГТУ им. Н.Э. Баумана. Они оформлены по трудовым договорам. Остальные — студенты, магистранты, аспиранты.
«ЭЖ»: Как Вам удается удерживать талантливых специалистов?
В.Н.: Чтобы заинтересовать молодых специалистов и подающих надежды студентов, МИЦ предоставляет им:
-
достаточно высокие зарплаты, которые зависят от научных категорий и инженерных ставок;
-
сплоченный коллектив (сотрудники МИЦ, по желанию, занимаются ОФП и кроссфитом, есть спортивные команды по хоккею, футболу и волейболу, есть собственный образовательный центр для повышения квалификации);
-
хорошо оснащенные лаборатории;
-
повышенные стипендии для магистрантов МИЦ.
«ЭЖ»: Как осуществляется на практике трансфер знаний и их коммерциализация (от науки к бизнесу)? Как происходит процесс трансфера?
В.Н.: Правильнее идти от пожеланий заказчиков. Лучше, когда заказчик знает, что хочет. Процесс буксует, когда сначала разрабатывается инновация, а потом ищутся предприятия-заказчики. Больше шансов имеют практико-ориентированные инновации.
Чтобы осуществлять трансфер знаний, необходимо достойно оплачивать труд сотрудников. Оплата, например, в МИЦ вполне на уровне рынка. Помимо оклада платится надбавка, зависящая от результатов деятельности конкретного сотрудника, она может составлять от 30 до 50% оклада. Экспертами МИЦ проводятся стратегические сессии по заделам на будущее. Например, сейчас это новейшие востребованные направления в области интеллектуальных композитов (самовосстанавливающихся) и так называемая «зеленая химия» на основе связующих эпоксидов из экологических материалов. Индикаторами НИОКР являются, например, количество статей (особенно прорывных), патенты.
Еще одним аспектом трансфера знаний от науки к бизнесу, но не в классическом понимании, являются образовательные проекты. В «Инжинириуме МГТУ им. Н.Э. Баумана» применяются инновационные технологии, выходящие за рамки классического школьного образования. Дети обучаются по авторским методикам и программам по самым перспективным направлениям подготовки. Преподаватели технопарка — это лучшие выпускники, аспиранты, молодые научные сотрудники и преподаватели ведущих вузов России, победители всероссийских и международных олимпиад профессионального мастерства.
В образовательном процессе используются технологии междисциплинарного обучения и инклюзивный принцип подачи материала «через практику к теории», постоянно разрабатываются новые курсы, проводятся уникальные эксперименты, что дает безграничный простор для творчества. Учащиеся технопарка «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана» ежегодно демонстрируют высокие результаты на всероссийских и международных конкурсах для молодых профессионалов: WorldSkills, «Реактор», Олимпиада НТИ, Junior Composite Battle, «Шустрик», соревнованиях по ракетомоделизму.
В технопарке есть четыре лаборатории с современным оборудованием: 3D-моделирование, робототехника, композиционные материалы и космос. Школьники приезжают на занятия в технопарк в рамках проекта «Учебный день в Технопарке». Также на этой площадке мы проводим смены инженерных каникул в каждый сезон, готовим детей к олимпиадам, соревнованиям и занимаемся со всеми желающими в индивидуальном порядке.