Американский офис PwC и бюро интерактивной рекламы IAB USA провели исследование рынка рекламы в подкастах за 2018 г. Оказывается, это очень перспективный рынок, о чем говорит и вывод исследователей: «Вы все будете покупать рекламу в подкастах. В 2022 г. их будет слушать миллиард человек». Несомненно, обращен он и в сторону России.
Специалисты PwC и IAB USA опросили представителей американских компаний, которые продают рекламу в подкастах. Респонденты ответили на вопросы, связанные с планированием, ценообразованием и реализацией рекламных кампаний. Всего в исследовании приняли участие 22 компании, на долю которых приходится 72% рынка рекламы в подкастах в США.
Рост в десять раз за пять лет
Формат подкастов как усовершенствованный вариант разговорного радио, доступный для прослушивания по запросу, появился еще в 2003 г., но только в последние годы переживает бурный рост популярности, отмечают авторы исследования.
В 2014 г. вышел детективный подкаст Serial, ознаменовавший новый этап в развитии сегмента. Первый сезон Serial был посвящен убийству ученицы старших классов в январе 1999 г. Погружение в историю от лица журналиста-детектива способствовало огромной популярности подкаста: он удерживал первое место в рейтинге iTunes на протяжении трех месяцев. На данный момент вышло уже три сезона, которые в совокупности набрали более 350 млн прослушиваний.
По данным PwC, на момент выхода первого выпуска Serial объем мирового рынка рекламы в подкастах составлял 86 млн долл., а за следующие пять лет вырос более чем в десять раз — до 911 млн долл. Безоговорочный лидер — США с долей в 53% (479 млн долл.).
В подкасты — не за продажами, а за укреплением бренда
IAB Russia оценивает подкасты как крайне перспективный и эффективный канал для размещения рекламы. По данным совместного исследования IAB Russia и Mediascope, 51% потребителей аудиоконтента в России слушают подкасты. При этом 85% слушателей не против рекламы при условии бесплатного доступа к контенту.
Изначально рекламу в подкастах размещали на основе прямых договоренностей с их ведущими или продюсерами и зачитывали во время эфира. По мере роста рынка все более популярным становится размещение через специальные платформы для прослушивания подкастов — в виде предзаписанного аудиоролика, который запускается автоматически.
Ведущие стремятся установить доверительные отношения с аудиторией, поэтому слушатели могут негативно воспринимать рекламу с активным призывом к действию. Рекламодатели это понимают и все чаще ставят своей целью не стимулирование продаж, а повышение узнаваемости бренда.
Кому в новости, кому в юмор
Чаще всего рекламу размещают в новостных и политических подкастах. Также в число лидеров входят юмористические и деловые программы. У этих жанров самая широкая аудитория, и бренды могут контактировать с различными категориями потенциальных клиентов.
Лидеры по объему рекламных расходов на подкасты — бренды сегмента прямых продаж (D2C). На них в 2018 г. пришлось 22,2% рынка. Бизнес-модель таких компаний исключает посредников при реализации товаров и услуг и требует установления прямого контакта с аудиторией. Именно на это, подчеркивают эксперты PwC, и ориентирована реклама в подкастах. Также среди активных рекламодателей компании финансового сектора и B2B-сегмента.
Контакты ценнее действий
Если раньше бренды в основном планировали долгосрочные рекламные кампании — на год или квартал, — то сейчас стараются переходить к разовым закупкам, исходя из объема оставшегося рекламного бюджета. Такой подход позволяет более чутко реагировать на изменения аудитории и контента подкастов, а также на появление новых подкастов с более подходящей целевой аудиторией.
Доминирующая модель ценообразования — CPT (цена за тысячу контактов), которая учитывает количество загрузок или прослушиваний подкаста. Рекламодатели осознают роль подкастов как инструмента для формирования лояльности аудитории и отказываются от использования показателя CPA (цена за действие).
Краткость — сестра подкаста
Продолжительность рекламных роликов зависит от типа сообщения. Нативные интеграции в исполнении ведущего могут длиться до полутора минут, в то время как оптимальная длительность готовых рекламных вставок — 15—30 секунд.
С ростом количества подкастов уменьшается их средняя продолжительность. Согласно исследованию компании Megaphone, в 2014 г. лишь 37% подкастов длились менее 45 минут, а в 2019 г. в этот хронометраж укладываются уже 73% программ (см. материал ниже).
Подкасты как рекламный канал, отмечают авторы исследования, находятся на ранней стадии развития. Производители контента и рекламодатели только вырабатывают оптимальный подход к реализации рекламных кампаний в этом формате. По мере роста сегмента в 2022 г. количество регулярных слушателей подкастов, по подсчетам аналитиков PwC, превысит 1 млрд человек.
Популярные жанры среди рекламодателей
Жанры |
2017, % |
2018, % |
Изменение, % |
Новости/политика/текущие события |
13,3 |
18,4 |
38,3 |
Юмористические программы |
10,6 |
13,9 |
31,1 |
Бизнес |
11,1 |
12,8 |
15,3 |
Образование |
9,6 |
10,6 |
10,4 |
Искусство и развлечения |
16,8 |
10,0 |
–40,8 |
Криминальная документалистика |
7,2 |
9,4 |
26,4 |
Технологии |
14,6 |
8,8 |
–39,7 |
Лайфстайл |
6,2 |
7,3 |
17,7 |
Радиопостановка |
0,9 |
4,0 |
344,4 |
Игры и хобби |
0,7 |
3,4 |
385,7 |
Программы для детей |
0,1 |
0,6 |
500 |
Спорт |
3,8 |
1,0 |
–73,7 |
Здоровье и медицина |
1,3 |
0,0 |
–100 |
Иное |
3,8 |
0,0 |
–100 |
Источник: PwC |