Уже более полугода как объекты движимого имущества выведены из-под налогообложения. Но чтобы воспользоваться такой поблажкой без последующих претензий со стороны налоговиков, нужно не ошибиться с классификацией основных средств. Как показывает практика, зачастую это сделать довольно трудно. Очередные рекомендации по этому вопросу ФНС России дала в письме от 30.07.2019 № БС-4-21/14997.
С этого года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество, которое учитывается в бухгалтерском учете в качестве основных средств. Соответствующая поправка была внесена в п. 1 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Все бы хорошо — можно абсолютно законно минимизировать налог. Но, к сожалению, ни налоговое законодательство, ни нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета не содержат понятие «недвижимое имущество». Из-за этого возникают ситуации, когда организации решают, что у них на балансе числится движимое имущество, а налоговики признают такие объекты недвижимостью и доначисляют налог.
Надо сказать, что данная проблема существовала и ранее. Ведь до 2019 г. движимое имущество хоть и признавалось объектом обложения налогом на имущество, но при соблюдении определенных условий выводилось из-под налогообложения.
Ориентируемся на гражданское законодательство
Раз в Налоговом кодексе ничего не говорится о том, что следует понимать под недвижимым имуществом, нужно обратиться к положениям гражданского законодательства. Именно так предписывает поступать ст. 11 НК РФ.
В статьях 130 и 131 Гражданского кодекса сказано, что к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Это те объекты, которые невозможно переместить без нанесения им несоразмерного ущерба. В их число, к примеру, входят здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и иное имущество, отнесенное к недвижимости федеральными законами. Все остальное имущество признается движимым.
Более четкие критерии отнесения объектов к недвижимому имуществу можно найти в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так, в п. 2 ст. 2 этого закона сказано, что здание — это объемная строительная система, имеющая надземную и (или) подземную части. Она включает в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначена для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Под сооружением понимается объемная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части. Сооружение состоит из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначено для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. А помещение — это часть здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Советы налоговиков: от общего…
Проанализировав вышеназванные положения законодательства, специалисты ФНС России в комментируемом письме указали, что первоочередным критерием для квалификации объекта в качестве недвижимости является наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Если же объект не зарегистрирован в ЕГРН, то для отнесения его к недвижимости должны соблюдаться следующие критерии:
-
объект имеет прочную связь с землей;
-
объект невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению.
При этом у организации должны быть в наличии документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.
Следует отметить, что еще в 2015 г. высшие арбитры в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 пришли к выводу, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. На основании приведенной правовой позиции налоговая служба в письмах от 08.02.2019 № БС-4-21/2181, № БС-4-21/2179 указала, что предусмотренные Гражданским кодексом основания для определения вида объектов имущества устанавливаются в каждом случае в соответствии с правовыми нормами об условиях (критериях) для признания вещи движимым или недвижимым имуществом.
Как видите, решать вопрос о том, относится объект к движимому или недвижимому имуществу, компаниям придется самостоятельно в каждом конкретном случае. Поможет в этом арбитражная практика. Тем более что уже долгое время налоговые органы при решении спорных вопросов ориентируются на позицию судов.
...к частному
В комментируемом письме специалисты ФНС России привели два судебных решения по вопросам отнесения объектов к недвижимому имуществу для целей налогообложения. Об одном из них мы уже писали — это Определение Верховного суда РФ от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539. В нем высшие арбитры указали, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капстроительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2019, № 2). А вот второе дело было рассмотрено высшими арбитрами совсем недавно (Определение Верховного суда РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241). Спор между организацией и налоговиками заключался в следующем.
Компания построила и ввела в эксплуатацию здание (производственный цех). Естественно, что этот объект был признан организацией недвижимым имуществом и по нему уплачивался налог.
Для осуществления в этом здании производственной деятельности организация закупила оборудование и в бухгалтерском учете включила его в состав основных средств. Данные объекты компания отнесла к движимому имуществу и воспользовалась действовавшей в проверяемом периоде льготой по налогу на имущество.
В ходе проверки налоговики доначислили налог на имущество. Основанием для этого послужил вывод инспекции о том, что расположенное внутри здания оборудование является неотъемлемой частью объекта недвижимого имущества. И суды трех инстанций согласились с таким подходом проверяющих. Они указали, что здание и размещенные в нем объекты составляют сложный неделимый объект, поскольку изъятие из цеха оборудования приведет к прекращению или изменению производственного процесса.
Однако высшие арбитры не согласились с точкой зрения нижестоящих судов и вынесли решение в пользу организации. Они указали, что согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений. А в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, в том числе установленное на фундаменте, не отвечает определению понятия «сооружение», а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.
Таким образом, машины и оборудование учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
К аналогичному выводу приходит и Минпромторг России. Так, в письме от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@) указано, что машины и оборудование, участвующие в производственном процессе, не относятся к недвижимому имуществу. Это связано с тем, что данные объекты (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, так как предназначены не для их обслуживания, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.