Конституционный суд подтвердил правомерность позиции Верховного суда о том, что предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество не может быть применена в отношении нежилых объектов недвижимости, имеющих высокий класс энергоэффективности (Определение Конституционного суда от 02.07.2019 № 1832-О).
Суть дела
Общество в отношении принадлежащих ему нежилых помещений применило льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ. Согласно этой норме организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности.
Согласно энергетическим паспортам принадлежащие обществу объекты недвижимости имели классы энергетической эффективности В (высокий) и А (очень высокий). Между тем налоговики признали применение льготы неправомерным.
Общество обратилось в суд и выиграло дело в трех инстанциях (см. постановление АС Уральского округа от 22.01.2018 № Ф09-8071/17). Однако Верховный суд решения нижестоящих судов отменил (от 03.08.2018 № 309-КГ18-5076). Основания следующие.
Из положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» (далее — Закон об энергосбережении) следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов. По нежилым объектам недвижимости определение классов энергетической эффективности законом не предусмотрено.
То есть установленная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение — стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.
В ситуации, когда законодательством не установлены критерии определения классов энергетической эффективности нежилых объектов, применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком, свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ недопустимо.
Общество не смирилось с вердиктом Судебной коллегии Верховного суда и предприняло попытку оспорить конституционность спорной нормы Налогового кодекса.
Решение суда
Конституционный суд не согласился с тем, что п. 21 ст. 381 НК РФ нарушает конституционные права общества. В обоснование своей позиции он привел следующие аргументы:
1. Освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, которая носит адресный характер, а установление льгот входит в законодательную прерогативу, позволяющую очертить круг лиц, на которых они распространяются.
2. Льготы не относятся к обязательным элементам налога и могут быть введены, когда это представляется необходимым и целесообразным. Их отсутствие для той или иной категории налогоплательщиков само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога.
3. Обязательным условием применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ является возможность определения класса энергетической эффективности объектов, когда такая возможность следует из действующих нормативных актов. Пока и если это условие не обеспечено в отношении какой-либо категории объектов, льготу нельзя считать применимой по причине отсутствия надлежащих к тому оснований. Иное вело бы к избирательному и произвольному предоставлению преимуществ в налоговых отношениях вопреки конституционным требованиям законного, равного и справедливого налогообложения.
4. Закон об энергосбережении не предусматривает определение класса энергетической эффективности иных зданий, кроме многоквартирных домов, и не обязывает вводить правила присвоения классов энергетической эффективности нежилым зданиям и обеспечивать в итоге нормативно-правовые и технико-регламентные условия налогового освобождения применительно к таким объектам.
5. Определение классов энергетической эффективности в отношении нежилых зданий не предусмотрено ни действующим законодательством, ни техническими регламентами, которые изложены в актуальных сводах правил и на этом основании подлежат применению, а значит, и налоговое освобождение, закрепленное п. 21 ст. 381 НК РФ, нельзя считать установленным в отношении нежилых зданий.
6. Отсутствие налоговых льгот само по себе не может быть признаком нарушения прав налогоплательщика, в то время как общество связывает предполагаемую неконституционность п. 21 ст. 381 НК РФ с тем, что эта норма не позволяет ему воспользоваться налоговой льготой. Приоритеты в налоговом стимулировании, прямо объявленные в числе законодательных целей, также не означают нарушения конституционных прав налогоплательщика.