Реальные доходы россиян растут, по оценке президента Владимира Путина, медленно. Между тем в ряде стран успешно используются инструменты экономической политики, которые реально увеличивают доходы граждан: перечисление части выручки от продажи природных ресурсов на счета людей, освобождение от налогов малообеспеченного населения, индексация всех зарплат в зависимости от инфляции. Повышение реальных доходов позволит увеличить потребительский спрос, на слабость которого указывают опросы предпринимателей и Минэкономразвития.
Инфляция постепенно приближается к целевому ориентиру (4% в годовом выражении), отметил глава государства на совещании в Кремле. «Но даже на этом фоне и с учетом увеличения зарплат в экономике реальные доходы людей растут медленно. Такое положение дел не может не вызывать беспокойство», — подчеркнул В. Путин.
Одним из тяжелых социальных последствий медленного роста реальных доходов является увеличение доли людей с доходами ниже прожиточного минимума, проще говоря, наших сограждан, которым не хватает денег даже на самое необходимое — еду, одежду, оплату коммунальных услуг. По данным Росстата, во II квартале 2019 г. их численность составляла 18,6 млн человек, или 12,7% населения страны. Годом ранее этот показатель равнялся 12,5%.
В некоторых странах, активно экспортирующих за рубеж природные ресурсы, законодательство предусматривает перечисление части средств от их продажи на специальные счета граждан. К числу государств, проводящих активную политику социально-экономической поддержки населения, относятся, в частности, столь различные по своему политическому устройству Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Норвегия.
В ОАЭ государство открывает счет на гражданина сразу после его появления на свет и ежегодно пополняет определенной суммой, размер которой зависит от цен на нефть на мировом рынке и объемов экспорта страны. В среднем на счетах граждан к моменту достижения совершеннолетия накапливается несколько десятков тысяч долларов, которые они могут использовать на получение образования или покупку жилья.
В Норвегии с начала 90-х гг. функционирует Фонд национального благосостояния, размер которого превысил 1 трлн долл. Использование этих средств происходит по более сложной схеме, предполагающей первоначально получение доходов от их инвестирования, а потом — возможность поддержки населения за счет полученных дивидендов.
Такой подход вполне оправдан в стране, где доходы граждан находятся на высоком уровне, и главной целью Фонда становится создание резервов на будущее.
В России группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Обуховым уже предлагала законопроект, предусматривающий право россиян на получение части доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых. Предполагалось, что за первый финансовый год распределяемая сумма будет равна 20% дохода от добычи природных ресурсов на территории страны, а каждый последующий год — на 2% больше, чем в предыдущий.
Однако правительство дало отрицательное заключение на предложение депутатов, указав, что часть упомянутых средств уже расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Фонда национального благосостояния.
В условиях многолетнего падения реальных доходов населения и увеличения вероятности кризиса мировой экономики, который обострит и без того сложную ситуацию, можно вполне вернуться к данной идее, чтобы снизить социальную напряженность и повысить потребительский спрос россиян.
Еще одним средством увеличения доходов жителей России могла бы стать льгота по НДФЛ для граждан с уровнем заработной платы ниже 13 тыс. руб. Эта тема активно обсуждалась весной нынешнего года в средствах массовой информации, но затем потихоньку сошла на нет. Причиной отказа от данного предложения стала обеспокоенность чиновников тем, что эта льгота будет использоваться для серых схем выдачи заработных плат.
Наконец, в нашей стране можно использовать опыт Бельгии, где давно существует порядок индексации зарплат. При расчете зарплаты применяется индекс розничных цен, что позволяет учитывать колебания стоимости жизни и ее влияние на покупательную способность граждан.
В России с аналогичной идеей выступил депутат Госдумы Олег Шеин, предложивший прописать строкой в Трудовом кодексе, что работодатель обязан независимо от формы собственности предприятия проводить минимальную индексацию зарплаты своих работников согласно текущей инфляции в каждом регионе. По словам народного избранника, во многих компаниях индексация зарплат не проводилась уже несколько лет на фоне высокой инфляции.
Меры экономической политики, нацеленные на реальное повышение доходов россиян особенно актуальны сегодня, когда опросы предпринимателей, проводимые Росстатом, показывают снижение оценок спроса, данных руководителями компаний. Так, опрос «директорского корпуса» в августе 2019 г. продемонстрировал отрицательный баланс оценок спроса на продукцию в обрабатывающих отраслях (–31%).
На слабость потребительского спроса жалуется и Минэкономразвития. Прогноз ведомства на 2019 г. по показателям социальной сферы ухудшен по сравнению со сценарными условиями, представленными в апреле. С учетом фактических данных был пересмотрен прогноз по темпу роста реальных располагаемых доходов населения до 0,1% по сравнению с 1%, прогнозируемым ранее. Также скорректирована вверх оценка доли населения с доходами ниже прожиточного минимума — до 12,5% по сравнению с 12%, ожидаемыми в апреле нынешнего года (более подробно см. с. 4 этого номера «ЭЖ»).