Небольшое ускорение динамики российской экономики в июле омрачается снижением экономической активности в мире. МЭР не теряет оптимизма и прогнозирует выход темпов прироста отечественного ВВП на уровень 1,3% по итогам 2019 г., 1,7% — в 2020 г. и порядка 3% в 2021 г. Независимые эксперты, наоборот, отмечают увеличение вероятности рецессии уже в нынешнем году.
Мировой экономический прирост в этом году на фоне неопределенности, вызванной торговым противостоянием США и Китая, замедлится, по оценке Минэкономразвития, ниже уровня в 3%, что станет минимальным значением с 2009 г. Глобальный композитный индекс PMI во II квартале 2019 г. снизился до 51,5 с 52,5 в январе — марте текущего года и 53,6 в среднем за 2018 г.
Замедление мировой экономики приводит к ухудшению ценовой конъюнктуры товарных рынков и снижению спроса на российский экспорт. Нефтегазовый экспорт во II квартале 2019 г. сократился на 8,1% год к году в стоимостном выражении, ненефтегазовый — на 5%.
В этих условиях министерство скорректировало вниз прогноз цен на нефть марки «Юралс» до конца текущего года до уровня 57 долл. за баррель. В среднем за год цена составит 62 долл. за баррель. Одновременно ведомство понизило прогноз цен на другие значимые товары российского экспорта (прежде всего — газ, уголь, металлы).
Ослабление внешнего спроса обусловило также пересмотр темпов физического прироста экспорта товаров в 2019 г. до –0,1% против увеличения на 2,3%, прогнозируемого в апреле. В то же время слабость внутреннего спроса вызвала соответствующую корректировку оценки импорта товаров в текущем году. Министерство прогнозирует снижение импорта на 0,4% против прироста на 2,3%, ожидаемого в апреле.
Прогноз по курсу рубля к доллару США также пересмотрен Минэкономразвития в сторону ослабления на текущий год, правда, незначительно — с 65,1 руб./долл. в среднем за год до 65,4 руб./долл.
Счет текущих операций в 2019 г. прогнозируется ведомством на уровне 4,3% ВВП (5,4% валового продукта ожидалось в апреле). Чистый отток капитала ожидается на уровне 1,4% ВВП (в апреле предполагалось 2,2%). Особенностью этого года является возврат средств нерезидентов в ОФЗ после масштабной распродажи в IV квартале 2018 г.
Среди положительных трендов — сокращение инфляции к концу года ниже целевого уровня Банка России — до 3,8% год к году, что станет результатом слабого внутреннего спроса и низкой динамики реальных располагаемых доходов населения.
Оценка темпа прироста расходов на конечное потребление в 2019 г. тоже была скорректирована вниз — до 1% по сравнению с 1,4%, которые предполагались в апрельском прогнозе МЭР.
Тем не менее министерство надеется на восстановление экономической активности во 2-м полугодии 2019 г. в результате постепенного смягчения денежно-кредитных условий и ускорения роста бюджетных расходов. По итогам года прирост ВВП, по мнению специалистов МЭР, составит 1,3%, как и ожидалось ранее. Вместе с тем даже с учетом «догоняющего» роста бюджетных инвестиций в августе — декабре по итогам года темп прироста капвложений составит 2%.
МЭР надеется на структурные меры
Ускорение темпов роста российской экономики на фоне снижения глобальной экономической активности, по задумке Минэкономразвития, будет происходить в результате реализации ряда мер, нацеленных на повышение его потенциала.
В первую очередь речь идет об улучшении инвестиционного климата по нескольким ключевым направлениям. Так, в прогноз заложена предпосылка успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, предполагающей ее переориентацию с наказаний за нарушения на предотвращение ущерба и минимизацию рисков. Одновременно воплощение в жизнь принципа «регуляторной гильотины» должно обеспечить формирование согласованной и актуальной системы норм и правил в каждой сфере предпринимательской деятельности.
Снижение административных барьеров будет происходить в результате эффективной работы механизма «Трансформации делового климата», в рамках которого обеспечивается трансляция запросов бизнес-сообщества в конкретные решения на федеральном уровне.
Прогноз МЭР предполагает формирование региональных программ инвестиционного развития, увеличение охвата действия инвестиционной налоговой льготы и капвложений в инфраструктуру субъектов РФ. Рост инвестиций будет способствовать повышению уровня жизни и оказывать мультипликативный эффект на экономику регионов.
Наращивание бюджетных инвестиций в рамках национальных проектов должно сопровождаться внедрением принципа отдачи от государственных капвложений. Инвестиционные программы госкорпораций исчисляются триллионами рублей, поэтому здесь крайне важен контроль со стороны правительства. В частности, предусматривается одобрение кабинетом министров инвестиционных программ госкомпаний в составе Долгосрочных программ развития и их увязка с проводимой тарифной и дивидендной политикой.
Как показывают расчеты МЭР, улучшение так называемых институциональных характеристик может повысить потенциальные темпы роста экономики в среднем на 1,5 п.п. в год в течение последующих шести лет.
В результате прогноз МЭР предполагает, что темп прироста ВВП в следующем году составит 1,7% (в апреле прогнозировалось 2%). А в 2021—2024 гг. ведомство надеется на ускорение темпа прироста ВВП почти в два раза — до уровня около 3%.
Эксперты видят вероятность негативных сценариев
В июле нынешнего года Сводный опережающий индекс (СОИ), который рассчитывают аналитики ВШЭ, опять оказался в отрицательной области (–2%), причем девятый месяц подряд. Наибольший риск в российской экономике по-прежнему связан со значительным (если судить по предпринимательским опросам) снижением новых заказов на производство продукции, за которым стоит застаревшая слабость внутреннего спроса. Это заметно увеличивает вероятность негативных сценариев.
Нефтяные цены в июле оказались на 11,7% ниже, чем были за год до этого. Пока ни сокращение добычи в рамках ОПЕК+, ни рост напряженности в Ормузском проливе не ведут к повышению цен, так что в ближайшие месяцы рассчитывать на особую поддержку российской экономики со стороны нефтяных цен не приходится.
Вклад реального эффективного курса и процентных ставок в динамику СОИ также отрицателен, хотя по своей величине и не очень велик. Значительный позитивный вклад внес только индекс РТС, который в конце июля оказался на 15,9% выше, чем годом ранее. Однако это, скорее, связано с падением фондового рынка в прошлом году вследствие введенных весной и летом 2018 г. антироссийских санкций.
«В целом приходится констатировать, что экономика России остается в зоне риска, — подчеркивает эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Смирнов. — Говорить о неизбежности спада сейчас еще преждевременно: в середине 2012 г. СОИ опускался еще ниже, но рецессии тогда не было, дело ограничилось стагнацией. Тем не менее каких-либо сдвигов в лучшую сторону динамика СОИ явно не предвещает».