Вечером в пятницу, 23 августа, почти на 10% подскочили акции «Мечела» на новостях о появившемся претенденте на покупку доли в Эльгинском угольном проекте компании. Претендент — компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна, одного из основателей телекомоператора Yota. Это один из примеров того, что добыча угля становится привлекательным делом для инвестиций.
За последние десять лет объем добычи российского угля вырос более чем на 30% до 440 млн т. Это на 10% выше, чем планировалось при утверждении программы развития угольной отрасли на период до 2030 г. Такие цифры министр энергетики Александр Новак озвучил на встрече президента с губернаторами угледобывающих регионов. До сентября Минэнерго планирует принять новую стратегию развития отрасли. Этот документ предусматривает увеличение объема добычи до 550—670 млн т угля к 2035 г. Регионами, которые обеспечат рост добычи, как ожидается, станут Кузбасс, Хакасия, Якутия, Тува и Хабаровский край.
По словам А. Новака, за 10 лет объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий вырос в 2,5 раза. За это время отечественные предприятия ввели 300 млн т новых мощностей по добыче угля. При этом продолжилось развитие не только традиционных центров угледобычи, Западной и Восточной Сибири, но и освоение угольных месторождений на Дальнем Востоке и в арктической зоне.
За 25 лет закрыто 188 опасных шахт
В настоящее время угольная промышленность представлена 58 шахтами и 133 разрезами, почти половина из которых введена после 2000 г. С 1994 г., когда программа начала свое действие, было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, в основном это высокоопасные объекты. Производительность труда с 2008 г. увеличилась в 1,5 раза. Только за прошлый год шахтеры установили семь рекордов по производительности.
Активно внедряется система управления промышленной безопасностью и охраной труда, в том числе и новые современные цифровые технологии по системам наблюдения, оповещения и поиску людей. За период с 2008 по 2018 г. уровень смертельного травматизма снижен с 0,19 до 0,04, то есть почти в пять раз, на 1 млн т добычи угля.
Растет и присутствие российских угольных компаний на международном рынке. За десять лет доля России в международной торговле углем выросла с 9 до 14%. По этому параметру РФ занимает третье место после Австралии и Индонезии.
Растущая зависимость угольной промышленности РФ от экспорта несет в себе определенные риски, связанные с волатильностью внешних рынков. «У наших конкурентов, здесь уже было о них сказано, — это Австралия, это Индонезия — там у них логистические условия лучше, чем у нас.
Потому что они находятся ближе к местам отгрузки, и логистическая составляющая у них меньше», — пояснил глава государства, отметив, что это нужно учитывать при формировании планов.
За десять лет объем добычи российского угля вырос более чем на 30%. Наиболее крупными российскими угледобывающими компаниями, по данным Минэнерго РФ, по итогам 2018 г. стали СУЭК, добывшая в прошлом году 110,7 млн т угля, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), добывшая 45 млн т, «СДС-Уголь», добывшая 24,1 млн т, и «Кузбасская топливная компания», добыча которой составила 15,7 млн т угля.
Всего в минувшем году российские компании добыли 439,3 млн т угля. Это на 10% выше, чем планировалось при утверждении программы развития угольной отрасли на период до 2030 г. В сентябре Министерство энергетики РФ планирует внести в правительство обновленную программу развития угольной отрасли.
«В соответствии с проектом программы у нас предусмотрено развитие угольной отрасли по двум вариантам. Рост из текущих объемов 440 млн т добычи первый вариант предусматривает до 550 млн т к 2035 г., а второй вариант — до уровня 670 млн т», — сообщил А. Новак. Президент назвал эти планы оптимистичными. На что министр ответил, что заявка угольных компаний на этот период еще на 100 млн т больше.
Вместе с тем, по прогнозу отраслевых чиновников, экспорт увеличится от 322 млн т до 392 млн т. Наращивание объемов поставок ожидается по всем направлениям, за исключением стран Евросоюза. Падение экспорта в ЕС отечественные угольные компании планируют компенсировать наращиванием объемов поставок на африканский, южноевропейский и ближневосточный рынки. При этом на Западе уголь вырастет в цене на 9—11%, на Востоке — на 10—12%.
Каким точно будет объем добычи угля через 15 лет, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от уровня потребления угля в электроэнергетике и сфере ЖКХ. По прогнозам, он или не превысит предела последних десяти лет, или увеличится на 30 млн т в год при развитии прежде всего дальневосточных регионов.
Во-вторых, обновленная стратегия учитывает изменчивую обстановку на мировом топливном рынке — угольная отрасль очень зависит от колебаний цен. Третий фактор, позволяющий чиновникам смотреть в будущее с оптимизмом — развитие железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении.
В Минэнерго отмечают, что поставки твердого топлива в страны Азии и Тихого океана зависят от расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Ранее «Российские железные дороги» уверяли, что к 2025 г. пропускная способность веток увеличится до 195 млн т угля в год. За счет расширения сегмента железнодорожных поставок экспорт угля в восточном направлении товарными вагонами планируется нарастить с прошлогодних 88 млн тонн до 183—185 млн т в 2025 г. и до 214—220 млн т — к 2035 г.
По мнению главы государства, особое внимание при добыче угля необходимо уделять вопросам экологии. «Гнаться за миллионами тонн добычи в ущерб природе — это опасно, а значит, недопустимо. Так же как и забывать о том, как и чем живут люди, есть ли в регионах работа для членов семей, как обстоит дело с дошкольными учреждениями», — сказал Путин.
Новая программа предусматривает ужесточение экологического законодательства, внедрение повсеместной автоматизации и роботизации горных работ, геоинформационных технологий, что в дальнейшем приведет, по мнению министра, к отказу от опасных технологий угледобычи в шахтах.
Глава государства подчеркнул, что рост угледобычи должен идти в ногу с активным внедрением современных технологий, увеличением инвестиций в создание надежных систем безопасности, с реализацией программ в сфере социальной поддержки работников предприятий и жителей регионов в целом.
Каждый десятый шахтер нуждается в новом жилье
На встрече выступил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, который предложил ряд мер для развития угольной отрасли в своем регионе. По его словам, отрасли нужно три вещи, чтобы быстро и эффективно развиваться дальше. Первое — долгосрочный тариф на перевозку по железной дороге. На долю угольной отрасли приходится 45% всего грузооборота РЖД. При этом 60% всего угля добывается на Кузбассе.
Второе обязательное условие, по мнению губернатора, — это развитие восточного полигона. И третье направление — проблема ветхого и аварийного жилья. Сегодня в отрасли заняты 143,8 тыс. человек. При этом почти каждый десятый работник нуждается в улучшении жизненных условий. На очереди к переселению стоят около 10 тыс. семей шахтеров.
Минэнерго России и Минэкономразвития России прогнозируют, что в 2019 г. добыча угля в России превысит 450 млн т. Энергетическое ведомство считает, что добыча угля на данный момент продолжает увеличиваться с приростом более 20 млн т в год. Тем не менее, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в первые шесть месяцев текущего года добыча составила 212,1 млн т, что на 0,8% ниже, чем в соответствующий период 2018 г.
Участники рынка считают, что параметры, представленные Минэнерго, реальные. Но будут ли они достигнуты, зависит от своевременной сдачи транспортных узлов, а также от того, как будет складываться обстановка на внешнем рынке.
К сведению
Вклад угольной промышленности в ВВП достиг 1%
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вклад угольной промышленности в ВВП России в 2018 г. достиг 1% и может продолжить расти в связи с ожидаемым ростом потребления угля в Азии и расширением присутствия российских поставщиков на этом рынке. Как заявил заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев на одной из отраслевых конференций, реализация указанных возможностей потребует существенного расширения транспортной и портовой инфраструктур в восточном направлении.
За последние 20 лет в угольной промышленности России наблюдался стабильный рост, обеспеченный наращиванием экспорта: в среднем добыча ежегодно росла на 2,9%, экспортные поставки — на 9,6%. Как следствие, роль отрасли в российской экономике существенно возросла. По оценкам ИПЕМ, ее доля в налоговых поступлениях консолидированного федерального бюджета России достигла 0,5%, в ВВП — почти 1%, а в стоимостном объеме экспорта — 3,8%. Выросли инвестиции в смежные сектора, в частности, в специализированную портовую инфраструктуру.
Основной актуальный вызов для российской угольной промышленности — продолжающееся изменение соотношения объемов европейского и азиатского рынков. В европейских странах в ближайшие 10 лет ожидается сокращение спроса на уголь: по оценкам Международного энергетического агентства, к 2025 г. оно составит 11—18%. В Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), наоборот, прогнозируется значительный рост потребления угля, вызванный необходимостью удовлетворения спроса со стороны растущих экономик региона на доступную электроэнергию. Более того, некоторые экспортеры региона планируют сократить поставки угля (например, в Индонезии ожидается переориентация на внутренний рынок).
По оценкам ИПЕМ, при текущих экономических условиях снижение экспорта угля на 1 млн т приведет к уменьшению налоговых поступлений и социальных отчислений в бюджеты России на 330 млн руб., экспортной выручки угольных компаний — на 5,3 млрд руб., а также сокращению более 540 рабочих мест в угольной промышленности и смежных областях. Существенно пострадают и связанные с углем отрасли: например, грузооборот ОАО «РЖД» снизится на 0,2%.