Объем нового лизинга за 1-е полугодие показал минимальный рост за три года

| статьи | печать

Исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» показало, что невысокий рост нового лизинга в 1-м полугодии 2019 г. относительно стремительного развития прошлых лет обусловлен сокращением железнодорожного и авиационного сегментов.

По итогам первой половины 2019 г. объем нового бизнеса составил 730 млрд руб., показав минимальный за последние три года рост на 13%. Сокращение темпов по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (+51%) аналитики «Эксперт РА» объясняют уменьшением объема ж/д-сегмента более чем на 30% против взрывного роста годом ранее (более +100%), что во многом обусловлено снижением объема нового бизнеса с железнодорожной техникой у ГТЛК.

Помимо ж/д-сегмента авторы исследования отмечают также сокращение в авиализинге, объем которого снизился почти на 50%, что привело к минимальной за последние годы доле операционного лизинга на рынке (8,4%). Наибольший абсолютный прирост за 1-е полугодие 2019 г. показали лизинговые сделки с недвижимостью (+65 млрд руб.) и морскими и речными судами (+40 млрд руб.) вследствие активизации компании «Сбербанк лизинг» и ГТЛК соответственно.

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей за 1-е полугодие 2019 г. увеличилась с 9 до 10%. Рост рынка лизинга легковых автомобилей произошел на фоне сокращения общего количества проданных единиц в 1-м полугодии 2019 г. на 2,4% по сравнению с 1-м полугодием 2018-го. При этом, отмечают аналитики «Эксперт РА», доля проникновения лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым они относят легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 т (LCV), выросла не только в стоимостном выражении, но и в количественном. «Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что позитивно отразилось на объеме сделок с МСБ, доля которого выросла впервые за три года и составила около 49 %», — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».

По оценкам «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease — далее NIL) в России по итогам 2018 г. вырос на 32% и составил около 1,75 млрд руб. Основной вклад в увеличение NIL внесли топ-20 лизинговых компаний, концентрация на которых за прошлый год выросла с 73 до 84%.

В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС, поясняют авторы исследования. Кроме того, сделки по операционной аренде не учитываются в NIL и отражаются в МСФО отдельно как активы, сдаваемые в операционную аренду.

Для оценки NIL агентство проанализировало отчетность по МСФО более 35 лизинговых компаний, что также позволило рассчитать средние показатели ROA и ROE по рынку, которые за 2018 г. составили 3 и 17% соответственно. При этом значения данных показателей розничных лизингодателей в среднем кратно превышают показатели лизинговых компаний, предоставляющих услуги для крупного бизнеса, 6 и 28% против 1 и 5% соответственно.

В структуре доходов лизингодателей по-прежнему преобладают доходы от финансового лизинга, однако доля доходов от оперлизинга и дополнительных услуг продолжает расти. В среднем доля доходов от оперлизинга у крупных госигроков за период 2016 — 2018 гг. выросла с 21 до 28%, что, отмечают аналитики «Эксперт РА», во многом обусловлено увеличением размера арендного портфеля за аналогичный период. При этом доля доходов от дополнительных сервисов у данных компаний в среднем не изменилась и составляет около 2%, в то время как у розничных компаний за последние три года она выросла с 8 до 10% общих доходов.

Подобную динамику авторы исследования объясняют преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин).

Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» сохранило прогноз прироста лизингового рынка в 2019 г. на уровне 15%, реализация более позитивного сценария будет зависеть от активности госкомпаний. По оценкам экспертов агентства, меньший по сравнению с 2018 г. рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят ж/д-сегменту прибавить более 15%.

Прирост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. В случае восстановления у крупных лизингодателей сделок с железнодорожной и авиатехникой во второй половине 2019 г. на фоне дальнейшего роста автолизинга объем нового бизнеса по итогам всего года может составить не менее 20%. С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на 2-е полугодие 2019 г. в размере 4 млрд руб. темпы прироста в автосегменте, прогнозируют авторы исследования, превысят 20%.

Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых аналитикам «Эксперт РА» не представляется возможным, будет, по их оценке, находиться в пределах 15% по итогам текущего года.

Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

1-е пол. 2016 г.

2016 г.

1-е пол. 2017 г.

2017 г.

1-е пол. 2018 г.

2018 г.

1-е пол. 2019 г.





Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд р.

275

742

427

1 095

645

1 310

730

 

Темпы прироста, %

12,7

36,1

55,3

47,6

51,1

19,6

13,2

 

Сумма новых договоров лизинга, млрд р.

410

1 150

641

1 620

1 048

2 100

1 174

 

Темпы прироста, %

17,8

38,6

56,3

40,9

63,5

29,6

12,0

 

Совокупный лизинговый портфель, млрд р.

2 800

3 200

3 240

3 450

3 900

4 300

4 500

 

Темпы прироста, %

-3,4

3,20

15,71

7,81

20,4

24,64

15,4

 

Объем полученных лизинговых платежей, млрд р.

335

790

490

870

450

1 050

511

 

Объем профинансированных средств, млрд р.

240

740

385

950

610

1 300

645

 

ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд р.

39 246

86 044

41 782

92 082

47 262

103 627

47 593

 

Доля лизинга в ВВП, %

0,7

0,9

1

1

1,3

1

1,5

 

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 1-м полгодии 2019 г.

Наименование ЛК

Количество новых заключенных договоров за 1-е пол. 2019 г., шт.

Количество новых заключенных договоров за 2018 г., шт.

1

«ЛК «Европлан»

17 688

33 479

2

«ВТБ Лизинг»

13 848

29 243

3

«РЕСО-Лизинг»

10 935

17 037

4

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

9 360

17 166

5

«Балтийский лизинг» (ГК)

9 147

16 196

6

«Альфа Лизинг» (ГК)

7 057

10 859

7

«Фольксваген Груп Финанц»

5 959

н. д.

8

«Каркаде»

3 909

8 367

9

«Элемент Лизинг»

3 842

8 322

10

«КОНТРОЛ лизинг»

3 810

7 145

11

«Мэйджор Лизинг»

2 825

16 628

12

«СТОУН-XXI» (ГК)

2 010

4 426

13

«ЮниКредит Лизинг»

1 634

3 657

14

«Ураллизинг» (ГК)

1 606

3 541

15

«ВЭБ-лизинг»

1 590

15 140

16

«Эксперт-Лизинг»

1 165

2 254

17

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

1 094

426

18

«Интерлизинг»

1 022

2 154

19

«Росагролизинг»

985

2 794

20

«СОЛЛЕРС-ФИНАНС»

948

2 211


Всего по рынку

Не менее 114 тыс.

Не менее 230 тыс.

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 1-е пол. 2019 г., %

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2018 г., %

Доля в лизинговом портфеле на 01.07.19, %




Железнодорожная техника

19,5

25,9

39,1

 

Грузовой автотранспорт

18,5

18,7

9,5

 

Легковые автомобили

15,4

15,9

6,7

 

Недвижимость (здания и сооружения)

10,7

1,6

5

 

Суда (морские и речные)

9,9

4,1

8,9

 

Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах

7,5

7,5

4,3

 

Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты)

6,4

12,6

17,7

 

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки

2,1

1,6

1,6

 

Сельскохозяйственная техника и скот

1,9

2,3

1,6

 

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

1,6

1,7

1,1

 

Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

1,3

1,3

0,7

 

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,8

0,1

0,3

 

Энергетическое оборудование

0,4

0,8

0,2

 

Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов

0,4

0,7

0,2

 

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,3

0,4

0,1

 

Оборудование для ЖКХ

0,2

0,3

0,2

 

Полиграфическое оборудование

0,1

0,3

0,1

 

Прочее оборудование

3

4,2

2,7

 

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК