Исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» показало, что невысокий рост нового лизинга в 1-м полугодии 2019 г. относительно стремительного развития прошлых лет обусловлен сокращением железнодорожного и авиационного сегментов.
По итогам первой половины 2019 г. объем нового бизнеса составил 730 млрд руб., показав минимальный за последние три года рост на 13%. Сокращение темпов по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (+51%) аналитики «Эксперт РА» объясняют уменьшением объема ж/д-сегмента более чем на 30% против взрывного роста годом ранее (более +100%), что во многом обусловлено снижением объема нового бизнеса с железнодорожной техникой у ГТЛК.
Помимо ж/д-сегмента авторы исследования отмечают также сокращение в авиализинге, объем которого снизился почти на 50%, что привело к минимальной за последние годы доле операционного лизинга на рынке (8,4%). Наибольший абсолютный прирост за 1-е полугодие 2019 г. показали лизинговые сделки с недвижимостью (+65 млрд руб.) и морскими и речными судами (+40 млрд руб.) вследствие активизации компании «Сбербанк лизинг» и ГТЛК соответственно.
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей за 1-е полугодие 2019 г. увеличилась с 9 до 10%. Рост рынка лизинга легковых автомобилей произошел на фоне сокращения общего количества проданных единиц в 1-м полугодии 2019 г. на 2,4% по сравнению с 1-м полугодием 2018-го. При этом, отмечают аналитики «Эксперт РА», доля проникновения лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым они относят легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 т (LCV), выросла не только в стоимостном выражении, но и в количественном. «Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что позитивно отразилось на объеме сделок с МСБ, доля которого выросла впервые за три года и составила около 49 %», — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
По оценкам «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease — далее NIL) в России по итогам 2018 г. вырос на 32% и составил около 1,75 млрд руб. Основной вклад в увеличение NIL внесли топ-20 лизинговых компаний, концентрация на которых за прошлый год выросла с 73 до 84%.
В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС, поясняют авторы исследования. Кроме того, сделки по операционной аренде не учитываются в NIL и отражаются в МСФО отдельно как активы, сдаваемые в операционную аренду.
Для оценки NIL агентство проанализировало отчетность по МСФО более 35 лизинговых компаний, что также позволило рассчитать средние показатели ROA и ROE по рынку, которые за 2018 г. составили 3 и 17% соответственно. При этом значения данных показателей розничных лизингодателей в среднем кратно превышают показатели лизинговых компаний, предоставляющих услуги для крупного бизнеса, 6 и 28% против 1 и 5% соответственно.
В структуре доходов лизингодателей по-прежнему преобладают доходы от финансового лизинга, однако доля доходов от оперлизинга и дополнительных услуг продолжает расти. В среднем доля доходов от оперлизинга у крупных госигроков за период 2016 — 2018 гг. выросла с 21 до 28%, что, отмечают аналитики «Эксперт РА», во многом обусловлено увеличением размера арендного портфеля за аналогичный период. При этом доля доходов от дополнительных сервисов у данных компаний в среднем не изменилась и составляет около 2%, в то время как у розничных компаний за последние три года она выросла с 8 до 10% общих доходов.
Подобную динамику авторы исследования объясняют преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин).
Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» сохранило прогноз прироста лизингового рынка в 2019 г. на уровне 15%, реализация более позитивного сценария будет зависеть от активности госкомпаний. По оценкам экспертов агентства, меньший по сравнению с 2018 г. рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят ж/д-сегменту прибавить более 15%.
Прирост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. В случае восстановления у крупных лизингодателей сделок с железнодорожной и авиатехникой во второй половине 2019 г. на фоне дальнейшего роста автолизинга объем нового бизнеса по итогам всего года может составить не менее 20%. С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на 2-е полугодие 2019 г. в размере 4 млрд руб. темпы прироста в автосегменте, прогнозируют авторы исследования, превысят 20%.
Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых аналитикам «Эксперт РА» не представляется возможным, будет, по их оценке, находиться в пределах 15% по итогам текущего года.
Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели |
1-е пол. 2016 г. |
2016 г. |
1-е пол. 2017 г. |
2017 г. |
1-е пол. 2018 г. |
2018 г. |
1-е пол. 2019 г. |
|
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд р. |
275 |
742 |
427 |
1 095 |
645 |
1 310 |
730 |
|
Темпы прироста, % |
12,7 |
36,1 |
55,3 |
47,6 |
51,1 |
19,6 |
13,2 |
|
Сумма новых договоров лизинга, млрд р. |
410 |
1 150 |
641 |
1 620 |
1 048 |
2 100 |
1 174 |
|
Темпы прироста, % |
17,8 |
38,6 |
56,3 |
40,9 |
63,5 |
29,6 |
12,0 |
|
Совокупный лизинговый портфель, млрд р. |
2 800 |
3 200 |
3 240 |
3 450 |
3 900 |
4 300 |
4 500 |
|
Темпы прироста, % |
-3,4 |
3,20 |
15,71 |
7,81 |
20,4 |
24,64 |
15,4 |
|
Объем полученных лизинговых платежей, млрд р. |
335 |
790 |
490 |
870 |
450 |
1 050 |
511 |
|
Объем профинансированных средств, млрд р. |
240 |
740 |
385 |
950 |
610 |
1 300 |
645 |
|
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд р. |
39 246 |
86 044 |
41 782 |
92 082 |
47 262 |
103 627 |
47 593 |
|
Доля лизинга в ВВП, % |
0,7 |
0,9 |
1 |
1 |
1,3 |
1 |
1,5 |
|
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 1-м полгодии 2019 г.
№ |
Наименование ЛК |
Количество новых заключенных договоров за 1-е пол. 2019 г., шт. |
Количество новых заключенных договоров за 2018 г., шт. |
1 |
«ЛК «Европлан» |
17 688 |
33 479 |
2 |
«ВТБ Лизинг» |
13 848 |
29 243 |
3 |
«РЕСО-Лизинг» |
10 935 |
17 037 |
4 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
9 360 |
17 166 |
5 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
9 147 |
16 196 |
6 |
«Альфа Лизинг» (ГК) |
7 057 |
10 859 |
7 |
«Фольксваген Груп Финанц» |
5 959 |
н. д. |
8 |
«Каркаде» |
3 909 |
8 367 |
9 |
«Элемент Лизинг» |
3 842 |
8 322 |
10 |
«КОНТРОЛ лизинг» |
3 810 |
7 145 |
11 |
«Мэйджор Лизинг» |
2 825 |
16 628 |
12 |
«СТОУН-XXI» (ГК) |
2 010 |
4 426 |
13 |
«ЮниКредит Лизинг» |
1 634 |
3 657 |
14 |
«Ураллизинг» (ГК) |
1 606 |
3 541 |
15 |
«ВЭБ-лизинг» |
1 590 |
15 140 |
16 |
«Эксперт-Лизинг» |
1 165 |
2 254 |
17 |
«Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
1 094 |
426 |
18 |
«Интерлизинг» |
1 022 |
2 154 |
19 |
«Росагролизинг» |
985 |
2 794 |
20 |
«СОЛЛЕРС-ФИНАНС» |
948 |
2 211 |
|
Всего по рынку |
Не менее 114 тыс. |
Не менее 230 тыс. |
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 1-е пол. 2019 г., % |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2018 г., % |
Доля в лизинговом портфеле на 01.07.19, % |
|
|
||||
|
||||
Железнодорожная техника |
19,5 |
25,9 |
39,1 |
|
Грузовой автотранспорт |
18,5 |
18,7 |
9,5 |
|
Легковые автомобили |
15,4 |
15,9 |
6,7 |
|
Недвижимость (здания и сооружения) |
10,7 |
1,6 |
5 |
|
Суда (морские и речные) |
9,9 |
4,1 |
8,9 |
|
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
7,5 |
7,5 |
4,3 |
|
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
6,4 |
12,6 |
17,7 |
|
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки |
2,1 |
1,6 |
1,6 |
|
Сельскохозяйственная техника и скот |
1,9 |
2,3 |
1,6 |
|
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование |
1,6 |
1,7 |
1,1 |
|
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
1,3 |
1,3 |
0,7 |
|
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
|
Энергетическое оборудование |
0,4 |
0,8 |
0,2 |
|
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов |
0,4 |
0,7 |
0,2 |
|
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
|
Оборудование для ЖКХ |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
|
Полиграфическое оборудование |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
|
Прочее оборудование |
3 |
4,2 |
2,7 |
|
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК